Лучшее за неделю
Игорь Гурович
19 июня 2009 г., 00:00

Игорь Гурович: Наше государство дизайном не интересуется

Читать на сайте

Я недавно был в краеведческом музее Перми. Там видел металлические накладки, пряжки и обереги — местные североуральские штуки изумительной красоты. В Перми были большие литейные заводы, которые делали медь под денежки. И было побочное производство: огромное количество прекрасной давленой металлической посуды. Еще каких-то сто лет назад этот навык в людях был. Они могли делать ручками что-то человеческое. Где бы сейчас таких найти?

Увы, главная проблема в том, что наше государство пока не заинтересовано в появлении российского промышленного дизайна. Эффективная программа по его развитию требует комплекса мер: нужно привлечь промышленников, наладить сети сбыта, разработать маркетинговую стратегию и правильный пиар. А главное — понять, что свое не значит отвратительное. Первые шаги навстречу к этому делает пермская администрация, но не только же в Перми живут люди. Нам еще предстоит пройти путь, который большинство западных стран уже прошли. А сейчас с успехом проходят китайцы и бразильцы. В прошлом году я проводил мастер-классы в Шомоне, где проходит лучшая в Европе биеннале плаката. Были студенты из Франции, Германии, Англии, Бельгии. В каждой из восьми групп два-три студента из Китая, несколько студентов из Бразилии — все из разных университетов. Такая в этих странах госполитика. А русская студентка была только одна, да и та 10 лет как живет в Канаде. 

Как возник финский дизайн? В какой-то момент финны объявили в газетах и по радио, что их дизайн прекрасен. Это была государственная программа, на нее были потрачены большие деньги. И стали появляться люди, появилась национальная школа, признанная во всем мире. Прошло 10 лет, и все действительно заработало. Мебель и посуда, произведенные в Финляндии, прекрасно продаются и в Париже, и в Милане. Молодые финские дизайнеры работают по всему миру. Что-то подобное происходило у испанцев, которые в 70-х сказали: «Нам итальянцев и французов не догнать никогда». Итальянцы и французы делают красивое и дорогое, а испанцы стали делать самое дешевое и практичное — из пластика. Это стало нишевой программой, и испанцы сейчас одни из лучших в этом сегменте рынка.

В нашей стране дизайнерские линейки — частные инициативы. Но все рано или поздно уставали биться с ветряными мельницами. Мне трудно хотя бы один проект назвать удачным (я не про качество дизайна: оно вполне европейское). Даже когда запускали какие-то проекты, от идеи наладить производство в России быстро отказывались: гораздо дороже, чем в Италии, и сильно хуже, чем в Китае. Должна случиться какая-то успешная знаковая история, чтобы инвесторы поверили, что в России можно зарабатывать на производстве дизайна. Когда кто-нибудь совершит прорыв, будет уже намного проще.

Обсудить на сайте