Лучшее за неделю
Екатерина Петровская
6 июля 2009 г., 15:45

Сергей Чобан представил будущее Сретенки берлинской публике

В архитектурной галерее Aedesland открылась выставка «Новая жизнь Сретенки. Обновление исторического квартала». Казалось бы, кому в центре Берлина интересна судьба небольшого района Москвы? Оказалось — многим: и специалистам, и широкой публике
Читать на сайте

 

Галерея Aedesland находится в очень оживленном месте Западного Берлина, прямо в арках берлинской надземки на Савиньи-плац. На выставку можно было проникнуть через кафе Aedesland, где уже разливали просекко.

 

 

Одним из участников и инициаторов сретенского проекта стал Сергей Чобан, архитектор, который давно живет и работает в Берлине. Для участия в сретенском проекте пригласили архитекторов из разных московских бюро.

 

Идея проекта застройки района Сретенки — превратить этот квартал, где сохранились постройки конца XVII-XVIII веков и доходные дома XIX-XX веков в «привлекательное место для жизни».  Речь идет о комплексной реконструкции, которая подразумевает не только реставрацию отдельных зданий, а обращение с этим участком как с ансамблем.

В Берлине реконструкция  уже сложившегося куска города просто немыслима.

 

Я спросила директора галереи Ханса Юргена Коммерелля, почему берлинской публике решили представить один из многочисленных проектов застройки Москвы.

 

This browser does not support the video element.

 

В толпе мелькали знакомые лица, завсегдатаи мероприятий, имеющих отношение к России. Здесь была Хайке Мария Йохеннинг, только что выпустившая немецкий путеводитель по Москве. Сейчас она пишет путеводитель по архитектуре Москвы. Сюда заглянули архитектор Томас Лизер, спроектировавший Музей мамонта в Якутске, известный архитектурный критик Фальк Егер и Николай Малинин, редактор московского архитектурного журнала Made in Future.

Фото: Екатерина Петровская

 

 

На выставке было много людей, тщательно изучающих детали, всматривающихся в планы и таблицы истории и будущего Сретенки. Среди гостей была модельер Катя Мосина, приехавшая на берлинскую Неделю моды Bread&Butter

Фото: Екатерина Петровская

 

и бывший редактор Harper's Bazaar, а ныне соредактор журнала Blacksquare  Анзор Конкулов.

Фото: Екатерина Петровская

 

 

 

Сергей Чобан рассказал мне, почему, по его мнению, было важно показать это выставку в Берлине.

 

This browser does not support the video element.

 

На выставку — представить свой проект — приехали архитекторы из Москвы. Чобан не только представлял своих коллег и собственные работы, но и с удовольствием переводил речи коллег на немецкий. Владимир Остапенко из «Моспроекта-2» начал с того, что пожаловался на Чобана: тот заставил его в такую-то жару прийти в пиджаке, а сам повязал себе лишь подобие галстука.

 

This browser does not support the video element.

 

Представление проектов Сретенки было похоже не столько на светский раут, сколько на толковый и интересный разговор профессионалов. После своего коллеги выступила Елена Никулина и рассказала об особенностях застройки Сретенки. А потом показали фильм, объясняющий, как развивался квартал.

 

This browser does not support the video element.

 

Гости галереи и архитекторы долго говорили об одной из самых насущных проблем современного градостроительства — о том, как вписать современную архитектуру с ее коммерческими запросами в историческую среду. Работа над проектом происходила следующим образом: архитекторы из «Моспроекта-2» Остапенко и Никулина обследовали квартал Сретенки, зафиксировали охранные зоны, выявили культурно-исторические памятники, котрые нужно реставрировать или реконструировать, а мастерская СПиЧ (Сергей Чобан, Сергей Кузнецов и Павел Шабуров) разработали план обновления, который будет осуществлен между 2010 и 2014 годом.

 

Я спросила Чобана: а в чем отличие реализации такого рода задачи — строительства в историческом центре — в Москве и в Берлине?

 

This browser does not support the video element.

 

На Сретенке собираются заполнить пустыри, улучшить инфраструктуру. Конторское здание, оставшееся от Новосухаревского рынка архитектора Мельникова, станет центром композиции «Новая жизнь Сретенки». Но проблема границы между новым и старым остается самой насущной. Что может позволить себе архитектор, а что является нарушением правил исторической среды?

 

This browser does not support the video element.

 

 

На выставке я увидела Констанце Гувернале, молодого итальянского архитектора, с которой я познакомилась в Венеции на архитектурной конференции, посвященной памятникам Второй мировой войны. Она была под впечатлением.

 

 

This browser does not support the video element.

 

 

К открытию выставки «Новая жизнь Сретенки» галерея выпустила каталог с историческими фотографиями и подробными планами и примерами будущей застройки. «Работы хватит еще очень на многих», — считает Чобан и собирается привлечь к участию в проекте и другие архитектурные бюро .

Обсудить на сайте