Лучшее за неделю
Максим Кронгауз
20 июля 2009 г., 00:00

Максим Кронгауз: Тринадцать лучших стихотворений для детей

Читать на сайте

 

Меня попросили составить какой-нибудь рейтинг в моей профессиональной области. Если в чем-то я и могу себя чувствовать профессионалом, так это в чтении детям стихов, все-таки многодетный отец (у меня и документ есть, правда, слегка устаревший). В Детский канон вошли стихи, без которых я не представляю себе выращивания детей. Чтобы не растекаться мыслью, я задал себе несколько ограничений. Во-первых, это стихи, написанные на русском языке (чудесные переводные строчки были решительно отброшены). Во-вторых, это стихи авторские (пришлось пожертвовать бессмертным «Раз. Два. Три. Четыре. Пять. Вышел зайчик погулять...», ну и «Чижиком-Пыжиком» заодно), точнее говоря, известных авторов. В-третьих, от каждого автора в Детском каноне — только одно стихотворение. Проблема выбора одного стихотворения для некоторых авторов становится настоящей мукой, но об этом позже.

 

1. «Руслан и Людмила»

 

У Лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем, и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Пойдет направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит...

                                   А.С. Пушкин

 

Начинать приходится с Пушкина. А куда деваться, если Александр Сергеевич писал для детей и, как обычно, гениально. Выбрать одно-единственное стихотворение невозможно. Есть еще «Три девицы под окном пряли поздно вечерком» или «Жил-был поп, толоконный лоб», ну и так далее. Остановился все-таки на начале поэмы «Руслан и Людмила» по одной простой причине. Это первые строчки, которые я выучил наизусть. Кажется, мне было три года, и я не вполне понимал, что значит «Там лесыдол видений полны, тамазаре прихлынут волны»...

 

2. «Что такое хорошо и что такое плохо?»

 

Крошка сын к отцу пришел,

и спросила кроха:

— Что такое хорошо

и что такое плохо?..

                        В. В. Маяковский

 

Еще один взрослый классик в Детском каноне. Выбрать у него «одно-единственное» полегче. Есть, конечно, еще «Что ни страница — то слон, то львица» («Зверю холодно зимой. Зверик из Америки. Видел всех. Пора домой. До свиданья, зверики!»), но «Кроха» как-то фундаментальнее и философичнее. В конце концов, «Кроху» знают все.

Кстати, не всем гениям «взрослой поэзии» удавались детские стихи. Например, «Примус» или «Муху» Мандельштама не то что включать в канон, но и упоминать не буду.

 

3. «Иван Топорыжкин»

 

Иван Топорыжкин пошел на охоту,

С ним пудель пошел, перепрыгнув забор,

Иван, как бревно, провалился в болото,

А пудель в реке утонул, как топор...

                             Даниил Хармс

 

Даниилу Хармсу можно простить все. Даже фразу: «Травить детей — это жестоко. Но что-нибудь ведь надо же с ними делать!». Но вот представить себе, что после этой фразы еще можно писать прекрасные детские стихи, трудно. А ведь так и есть.

Очень хотел включить в Детский канон еще Евгения Шварца с его «Шел по дорожке хорошенький щенок. Нес в правой ножке песочный пирожок своей невесте, возлюбленной своей, чтоб с нею вместе сожрать его скорей». Но для Шварца детские стихи скорее случайность, да и знать их особо никто не знает. Короче, из этой плеяды ни Шварца, ни Олейникова, ни Введенского. Только Хармс.

 

4. «Телефон»

 

У меня зазвонил телефон.

— Кто говорит?

— Слон.

— Откуда?

— От верблюда?

— Что вам надо?

— Шоколада.

— Для кого?

— Для сына моего.

— А много ли прислать?

—Да пудов этак пять

Или шесть:

Больше ему не съесть,

Он у меня еще маленький!..

                             Корней Чуковский

 

Чуковский — безусловная вершина русской детской поэзии. И он, в отличие от предыдущих, в первую очередь именно детский поэт. Выбрать у него одно, так сказать, лучшее стихотворение невозможно. Есть еще «Тараканище», «Муха-Цокотуха», «Айболит», «Мойдодыр» и многое другое. Единственное, что с некоторой горечью приходится признать: некоторые строчки стали для сегодняшних детей не вполне понятными. Что такое «умывальников начальник и мочалок командир»?

Чуковский открывает плеяду советских детских поэтов. Их много, очень много, всех не назвать, но еще троих назову обязательно. Просто есть такой советский мини-канон: Чуковский, Маршак, Барто, Михалков.

 

5. «Вот какой рассеянный»

 

Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.

 

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки —

Оказалось, это брюки.

 

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной!

                        Самуил Маршак

 

Самуил Маршак — замечательный переводчик, в том числе и детских стихов («Шалтай-Болтай» и другие). Собственных же детских стихов такого уровня у него не слишком много. Кроме «Рассеянного», бесспорно, в вечности останется «Багаж» («Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку»), ну и «Почта» («Кто стучится в дверь ко мне. С толстой сумкой на ремне»). Остальное, пожалуй, спорно.

 

6. «Дядя Степа»

 

В доме восемь дробь один

У заставы Ильича

Жил высокий гражданин,

По прозванью Каланча,

По фамилии Степанов

И по имени Степан,

Из районных великанов

Самый главный великан...

            Сергей Михалков

 

Как ни относись к Сергею Михалкову (слышал, что его не все любят), без «Дяди Степы», «Песенки друзей («Мы едем, едем, едем в далекие края») и великолепного детского диалога про «А у нас в квартире газ, а у вас?» честного Детского канона не получится. А у нас все по-честному. В общем, вы, товарищ, «сядьте на пол, вам, товарищ, все равно».

 

7. «Болтунья»

Что болтунья Лида, мол,

Это Вовка выдумал.

А болтать-то мне когда?

Мне болтать-то некогда!

Драмкружок, кружок по фото,

Хоркружок — мне петь охота,

За кружок по рисованью

Тоже все голосовали...

                        Агния Барто

 

У Агнии Барто есть несколько потрясающих стихотворений. Для самых маленьких «Игрушки» — короткие стихи про Таню, которая плачет, зайку, которого бросили, мишку, которому оторвали, бычка, который качается. Ну и вообще, она мастер звука и интонации. Кто не верит, прочтите вслух «Болтунью». Кстати, «Любочку» («Синенькая юбочка, ленточка в косе») спели «Маша и медведи». Значит, все еще современно.

 

8. «Пони»

 

Пони девочек катает,

Пони мальчиков катает,

Пони бегает по кругу

И в уме круги считает...

                             Юнна Мориц

 

Кроме официального советского канона существовал еще советский интеллигентский. Как правило, в него входили «взрослые поэты», как бы заодно пишущие для детей. Здесь надо назвать Бориса Заходера (в первую очередь великого переводчика), Генриха Сапгира, но в Детский канон я включил Юнну Мориц и Вадима Левина, известность которых поддержана еще и музыкой. Прежде всего вспоминаются песни на их стихи, которые пели Никитины. Замечательное стихотворение Сапгира все-таки процитирую: «Как-то раз на дне стакана Карлик встретил Великана. — Как же ты пролез в стакан? — удивился Великан».

 

9. «История о Джонатане Билле»

 

Джонатан Билл,

который убил

медведя

в Черном Бору,

Джонатан Билл,

который купил

в прошлом году

кенгуру,

...

Джонатан Билл,

который уплыл

в Индию

к тетушке Трот, —

ТАК ВОТ

этот самый Джонатан Билл

очень любил компот.

                             Вадим Левин

 

Удивительная книжка Вадима Левина «Глупая лошадь», которая стала, как я уже сказал, детской классикой для советской интеллигенции. Так уж сложилось, что английские стишки для русских детей и их интеллигентных родителей практически как родные. Постарались и Маршак, и Заходер, и другие переводчики. «Робин-Бобин» или «Крошка Вилли-Винки»— это ведь совсем наше, хоть и переводное. Левин пошел дальше и просто сочинил русские английские стишки. То есть если быть педантом и занудой, как бы английские. Или, как пишет сам Левин, «мои переводы старинных английских баллад, включенные в эту книгу, настолько новы, что англичане еще не успели написать их подлинники».

 

10. «Муха»

 

Тонет муха в сладости

В банке на окне.

И нету в этом радости

Ни мухе и ни мне.

                  Олег Григорьев

 

По-моему, замечательно, даже несмотря на то, что союз «и» перед «ни мне» явно лишний, по крайней мере с точки зрения лингвиста. Олег Григорьев — поэт, при жизни не признанный официально, но, как сейчас любят говорить, культовый. Он считается одним из создателей жанра «черных стишков»: «Я спросил электрика Петрова: Для чего ты намотал на шею провод? Ничего Петров не отвечает, только тихо ботами качает». И еще вот это: «Вот женщина красивая, в кустах лежит нагой, другой бы изнасиловал, а я лишь пнул ногой».

Забыл предупредить: последнее стихотворение ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах не читайте детям. Могут правильно понять.

 

11. «Рыжий»

 

Если мальчик конопат,

Разве мальчик виноват,

Что родился рыжим, конопатым?

Но, однако, с малых лет

Пареньку прохода нет,

И кричат ехидные ребята:

 

— Рыжий! Рыжий! Конопатый!

Убил дедушку лопатой! —

А он дедушку не бил,

А он дедушку любил...

                  Э. Успенский

 

Эдуард Успенский — гений, титан, отец сегодняшней детской поэзии. Единственный детский поэт, по масштабу приближающийся к великому Корнею. За его тексты позднего советского периода (выбор «Рыжего» в качестве «лучшего» стихотворения, конечно же, условен) ему можно простить послеперестроечные метания в поисках актуальности и даже новый перевод «Карлсона». Just business, по-видимому.

 

12. «Вредные советы»

 

Никогда не мойте руки,

Шею, уши и лицо.

Это глупое занятье

Не приводит ни к чему.

Вновь испачкаются руки,

Шея уши и лицо,

Так зачем же тратить силы,

Время попусту терять...

                  Григорий Остер

 

Григорий Остер, пожалуй, единственная общепризнанная вершина постсоветской детской поэзии (писал-то, конечно, и раньше, но печатали его не так много). Он повсюду, и, я знаю, кого-то это раздражает. Но раздражение уйдет, а вредные советы останутся. «Тормозите лучше в папу, папа мягкий, он простит».

 

13. «Семейная тайна»

 

Мама — зебра, папа — лось.

Как им это удалось?

                             Рената Муха

 

Снова муха (вдобавок к цокотухе и григорьевской), но на этот раз это фамилия. Рената Муха — автор, намного менее известный, чем перечисленные выше, хотя пишет давно и замечательно. Так что можно считать пункт 13 своего рода субъективным бонусом. Здесь могли бы оказаться строки Михаила Яснова, Марины Бородицкой, Тима Собакина или кого-то еще, но пришлось выбирать. Я выбрал Ренату Муху. Тем более что и взрослых ее строки наверняка заинтересуют.

Обсудить на сайте