Лучшее за неделю
Филипп Миронов
29 июля 2009 г., 13:27

Премьера фильма «Кислород» Ивана Вырыпаева

Читать на сайте

«Кислород» — канонический спектакль в жанре русской новой драмы, из которого Вырыпаев сделал кино с приглашенной из Польши актрисой Каролиной Грушкой и блестящей глянцевой картинкой.

У Грушки есть все шансы стать новой Барбарой Брыльской отечественного кино. В ее активе красота, трогательный акцент и привлекательная потерянность иностранки в чужой стране. Она сказала мне, что не любит давать интервью, но понимает, что это нужно для продвижения фильма. Я спросил у нее, что из работы с актерами Вырыпаев принес в кино из театра.

This browser does not support the video element.

Режиссеру было неуютно под вспышками фотокамер, отражавшихся в витринах и полированных полах торгово-развлекательного центра «Европейский». Помпезный антураж меньше всего подходил для премьеры артхаусного кино. Вырыпаев сказал, что место для первого показа — попкорновый кинотеатр в шопинг-молле — выбрали прокатчики. Он также не имеет никакого отношения к сопровождающему название фильма пояснению, звучащему как оксюморон: «авторский блокбастер». Я попросил его сформулировать жанр «Кислорода».

This browser does not support the video element.

За диджейским пультом на премьере обнаружился редакционный директор «Афиши» Юрий Сапрыкин, который, казалось, сам был несколько удивлен своей роли. Мы поговорили с ним о грядущем пикнике «Афиши». Обычно за две недели до проведения праздника (а он назначен на 8 августа) организаторы входят в состояние кататонического ступора и уже неспособны говорить о нем. Но Сапрыкин был полон оптимизма. Он развеял и слухи о том, что в случае дождя облака будут разгонять специальные самолеты.

This browser does not support the video element.

После сумбурного выступления Вырыпаева, представившего в фойе прямо рядом с Сапрыкиным некоторых участников съемочной команды, гостей премьеры стали сгонять в три зала. Свободных мест ни в одном из них не нашлось — люди сидели даже на ступенях.

This browser does not support the video element.

 

А вот то, что показали дальше, вызвало глубокое недоумение. Хотя «Кислород» получил на «Кинотавре» призы за лучшую режиссуру и лучшую музыку, фильм откровенно слаб. В течение 75 минут герой и героиня (Каролина Грушка и Алексей Филимонов) под трип-хоповую музыку читают ритмизированный текст о безумной любви молодого человека Саши и девушки Саши. Адаптированные библейские заповеди тут размешаны с чем ни попадя — ницшеанскими танцами, видеоартом, наркотиками, пробежками нагишом по зеленому полю, медленно разлетающимися трехлитровыми банками огурцов и пролетами по Москве в духе межпрограммных заставок телеканала «Россия».

Налицо вопиющее несоответствие формы и содержания. То, что рождалось и показывалось в спартанских интерьерах Театра.doc, пересажено в помпезную атмосферу большого русского кино.

Общечеловеческие ценности накладываются на бахрому и позолоту. Кинематография у Вырыпаева вышла поистине бондарчуковского размаха, а посыл — максимально авангардный.

Это как если бы авторы фильма «Пыль» позвали на роль безумного профессора не Петра Мамонова, а Константина Крюкова. «Кислород» склеен на музыкальном ритме, а сюжетное повествование — история любви девушки Саши и ее переезд из Москвы в Серпухов — прощупывается слабо, как пульс у смертельно раненного. Гораздо явственнее чувствуется избыточность форм: все эти пролеты камеры над умытой Москвой, вставки с компьютерной графикой, нестерпимое желание фильма нравиться всем, что твой червонец. В результате возникает неизбежное ощущение жуткой фальши. К концу показа в зале зияло много пустых кресел.

 

В тот же вечер в клубе «Б2» прошел «Кислородный концерт», приуроченный к премьере. Показ еще не закончился, а здесь вовсю пел Баймурат — знаменитый таджик Джимми из Интернета. Вот кого уж точно нельзя упрекнуть в неискренности.

This browser does not support the video element.

Обсудить на сайте