Лучшее за неделю
Дан Ариэли
26 августа 2009 г., 00:00

Как жить, не делая ошибок

Мозг любит обманываться и зачастую не дает нам сделать разумный выбор. Тот, кто знает об этих системных ошибках, управляет человечеством. К счастью, теперь и мы сами можем исправить положение и начать жить новой жизнью
Читать на сайте

Я расскажу про иррациональное поведение. Не знаю, как вы, но многие ведут себя очень иррационально. Поработав в Массачусетском технологическом институте, я понял, что писать научные статьи скучно. Мне скучно их читать, а писать порой еще скучнее. И я решил написать что-нибудь увлекательное, кулинарную книгу. И название ей придумал: «Едим без крошек: искусство обедать над раковиной». Взгляд на жизнь сквозь призму кухни, немного про мои исследования, немного про готовку и прочее. Я написал пару глав и принес их в издательство своего института. Мне там сказали: «Отличная идея, но не для нас. Поищите кого-нибудь другого». Я пошел искать, но все отвечали «Супер, но не для нас».

Один издатель сказал мне: «Если вы действительно хотите опубликовать такую книжку, надо прежде написать про свои исследования. Только тогда вам откроется возможность опубликовать что-то еще. Придется сначала написать другую книгу». И я решил — а у меня как раз был академический отпуск — написать про свои исследования, а потом заняться кулинарной книгой».

Оказалось, писать про исследования весело. Сейчас, на ТЕД, я словно на шикарном банкете — столько красочных примеров навязчивого поведения! Нигде я не видел подобного.

Начнем с оптических иллюзий — для меня это метафора иррациональности.

У нас отличное зрение, эволюция отвела под зрение огромную часть мозга. Мы целыми днями смотрим, анализируем зрительные образы. И если мы предсказуемо оказываемся жертвами оптических иллюзий, то оказываемся жертвами иллюзий и в других вещах, к которым у нас способности похуже. Стало быть, мы должны совершать массу ошибок, но у нас нет средств это заметить! Оптический обман выявить легко. В случае когнитивных иллюзий куда труднее заставить людей увидеть ошибку.

Вот несколько когнитивных иллюзий, точнее, иллюзий принятия решений. Начнем с моего любимого социологического примера. Здесь приведены данные, сколько процентов людей в разных европейских странах согласны отдать свои органы в случае смерти. Есть два типа стран: много людей согласны отдать органы или очень мало. Почему в одних странах доноры все, а в других — лишь немногие? Обычно говорят: все дело в культуре гражданской совести. Чем больше у вас доноров, тем, наверное, граждане больше заботятся об обществе. А может, дело в религии. Но выясняется, что страны с похожей культурой на этом графике демонстрируют разное отношение к донорству!

Секрет прост — все дело в донорской анкете. В странах, где мало доноров, вопрос в анкете сформулирован так: «Поставьте крест, если хотите участвовать в программе донорства». Большинство людей не ставят крест — и не участвуют в программе. А в анкетах стран с большим количеством доноров сказано: «Поставьте крест, если НЕ хотите участвовать в программах». Люди снова не ставят крест — но теперь они участвуют в программе! Что же это значит? Мы просыпаемся по утрам и думаем, что принимаем осознанные решения. Открываем шкаф и решаем, что надеть. Открываем холодильник и решаем, чем завтракать. Но на самом деле эти решения уже приняты за нас. В случае донорства решение принял создатель анкеты. Он сильно влияет на ваше поведение.

Но решение — дело настолько непростое, что мы не знаем, как за него взяться. И поэтому выбираем то, что нам подсунул создатель анкеты.

Еще пара примеров иррациональности.

Это реклама из журнала «Экономист». Предлагаются три опции: онлайн-подписка за 59 долларов, подписка на бумажное издание за 125 долларов и обе подписки за те же 125 долларов. Я как увидел это, сразу позвонил в «Экономист», хотел узнать, чем там думали. Меня посылали от одного сотрудника к другому, в итоге я смог поговорить с ответственным за веб-сайт. Мне сказали, что разберутся, и просто сняли рекламу. Без объяснений. Не получив ответа, я провел этот эксперимент сам, раздал рекламку сотне студентов Массачусетского технологического и спросил: «Что вы выберете?» Вот результаты: люди выбирали онлайн и бумагу вместе. Никто не хотел подписку только на «бумагу» — наши студенты все-таки умеют читать. А если убрать «плохой вариант»? Если он плохой, то зачем он?

Выбор номер два помогает людям понять, чего они на самом деле хотят. На фоне варианта с бумагой за 125 долларов вариант с бумагой и онлайном за те же деньги выглядел просто фантастически! А штука в том, что мы на самом деле не знаем, чего хотим. Поэтому мы и подвержены внешним влияниям — попадаемся на варианты «по умолчанию».

 

Еще пример. Люди думают, что в плане привлекательности все просто: мы видим кого-то и сразу решаем, нравится нам человек или нет. Я поставил эксперимент: показывал людям картинки — портреты, не фотографии. Вот портреты неких Тома и Джерри. Я показывал их людям и спрашивал: с кем из них вы бы пошли на свидание?

Другим людям я показывал те же два, но добавлял несколько искаженный портрет Джерри — чтобы он был не такой красавчик. Или такой же портрет Тома. Я хотел понять, окажут ли добавленные урод Том и урод Джерри влияние на выбор? Оказалось, еще какое! Когда я добавлял урода Джерри, конкурс красоты выигрывал красавчик Джерри. Когда добавлял урода Тома — выигрывал красавчик Том. Отсюда два вывода. Когда вы собираетесь пошататься по барам, кого вы возьмете в компанию? Более уродливую версию вас же самих. И еще: когда вас приглашают пошататься по барам, вы сразу понимаете, что о вас думает приглашающий. И еще один вывод: мы привыкли смотреть на человека как на венец творения. Но исследования показывают, что люди не такие. С медицинской точки зрения люди вообще выглядят вот как. Но не все так плохо. Поэтому-то поведенческая экономика такая увлекательная штука. Кто мы? Супермены или Гомеры Симпсоны?

Когда речь идет о физическом мире, мы понимаем, как ограниченны наши возможности. И мы строим лестницы, чтобы их преодолевать. Главное — мы понимаем наши пределы и создаем вещи, которые позволяют нам их обойти. Но когда речь заходит о ментальном мире, мы строим вещи — вроде систем здравоохранения — так, словно не знаем о своих пределах. Мы игнорируем свою ограниченность. Но если мы лучше будем понимать свои ментальные ограничения, так же как понимаем физические, то сможем построить лучший мир. На это вся надежда.

 

Обсудить на сайте