Александрина Маркво: 17 мгновений «Безусловной любви»
Что обыкновенно делают с каталогами? Правильно, ставят на полку. Хорошо, если у каталога красивая обложка — оживляет интерьер. А вот читать каталоги от корки до корки не каждому даже и в голову придет.
Александрина Маркво со своими подругами-кураторами Алиндой Сбраджа и Кристиной Штейнбрехер сделали выставку Unconditional love, показали ее на Венецианской биеннале и решили, что для полюбившегося проекта (для Маркво это кураторский дебют) надо сделать необычный каталог, который захочется читать и даже цитировать. Придумали — сделали. Пригласили 17 известных людей, напрямую не связанных с живописью, и предложили им в жанре интервью побеседовать с 17 художниками выставки. «Мы пригласили людей известных, мыслящих, интересно живущих. Таким образом, у нас появилась возможность завязать содержательный разговор не только на тему современного искусства, но и о том, как современные художники видят мироздание и свое место в нем», — рассказывает Александрина Маркво. Авторы каталога утверждают, что люди часто задаются вопросом, как функционирует искусство — благодаря собранным в книге диалогам они, возможно, что-то для себя прояснят.
Интервьюерами выступили очень разные люди: Александр Авдеев (министр культуры), Наталья Водянова (фотомодель), Павел Лунгин (кинорежиссер), Евгений Нудлер (биолог), Марк Гарбер (финансист), Илья Лагутенко (музыкант), актриса Фанни Ардан и другие.
Диапазон обсуждаемых тем очень широк. Например, Павел Лунгин и Вадим Захаров говорили о том, является ли главной задачей современного искусства разрушение привычного мира или скорее его изучение, обсуждали нередкое теперь превращение художника в преуспевающего буржуа. Илья Лагутенко выяснял у пионера мультимедиа Аристарха Чернышева, как мультимедийные объекты искусства будут сохраняться для поколений лет через 50. Разговор Евгения Нудлера и Анжело Муско об искусстве был высоконаучен и затрагивал вопросы жизни в абиссальной зоне — на огромной глубине, без света и при почти нулевой температуре.
Собеседники в основном подбирались кураторами проекта, но были и исключения: Александр Авдеев и скульптор Энтони Гормли задавали вопросы тем художникам, чьи работы им больше всего понравились.
Но не только беседами интересна книга — к каждому интервью прилагаются фотографии, фиксирующие процесс создания произведения искусства: этюды, чертежи, наброски идей, текстовые заметки, непосредственно работу над произведением. Создатели каталога говорят, что это почти детективная история — узнавать, как и из чего рождается современное искусство.
А в финале читателя ждет лирическое размышление Эдуарда Лимонова о природе и сущности этой самой безусловной любви.
Ксения Семенова