Лучшее за неделю
Николай Злобин
14 сентября 2009 г., 13:34

Кто лучше — специалист или интеллигент?

В Америке и России образование устроено принципиально по-разному. Лучше всего эти системы совмещать
Читать на сайте

Вся жизнь человека состоит из выбора. Каждую минуту, каждый день нам приходится что-то выбирать, принимать правильные или неправильные решения. Советская школа к идее выбора не приучала. Может быть, именно потому, что ни российская политическая элита, ни общество в целом не умеет выбирать, принимать решения и нести за них ответственность, многие вещи в России последние 20 лет идут так тяжело.

В Советском Союзе жизнь была упрощена до такого предела, что о многих самых обычных жизненных проблемах мы просто не знали. Как-то мне даже пришлось объяснять основы кредитной системы одному из лидеров приватизации в России.

This browser does not support the video element.

Я заканчивал советскую школу и считаю, что мы получили хорошее образование, фундаментальное. Мы знали очень многое. Но мы не знали, зачем мы это знаем. То есть упор делался на объем информации, а пользоваться этой информацией нас не учили. Нам нужно было прочитать от сих до сих, запомнить и завтра пересказать, выучить стихотворение и вызубрить все правила. Поэтому в России люди могут говорить на любую тему — от зубной боли до Гоголя — на одинаково приемлемом уровне.

Почему многие считают американцев тупыми? Они действительно знают гораздо меньше, чем мы. Они не являются специалистами широкого профиля и в отличие от так называемого российского интеллигента не умеют говорить на любую тему. Зато они с детства понимают необходимость выбора и умеют принимать решения.

Это особенность американского образования. В школе им постоянно приходится выбирать: что делать для домашнего задания, на какие предметы ходить, к каким учителям, что они хотят делать после занятий, каким видом спорта заниматься. Когда мои дети ходили в американскую школу, меня поражали их домашние задания. Например, по истории им давали задание на неделю — изобразить один день из жизни фараона. И за эту неделю они сами должны были разобраться, как узнать, что ели в Древнем Египте и что носили, — пойти в библиотеку, посмотреть в Интернете. Им дают общие указания, но искать информацию и разбираться в ней приходится самим. Таким образом, они, конечно, теряют в объеме информации и многое упускают, не получая общей исторической картины. Они могут не знать названия всех столиц мира и самой длинной реки в Африке (почему-то в советских школах никому не приходило в голову, что все это в энциклопедии есть), зато у них разрабатываются навыки поиска информации, критической работы с ней и, соответственно, ответственности за свой отбор, навыки работы в коллективе — все это, безусловно, более ценные навыки.

This browser does not support the video element.

Я много преподавал в разных университетах в Америке. Иногда мне попадались студенты из России. Разница очень заметна. Первые год-два российские студенты забивают американцев напрочь — они первые тянут руки, первые отвечают на вопросы и знают все: самую большую реку в Африке и столицу Буркина-Фасо, несколько языков и математику. В голове куча информации. Американцы на них смотрят разинув рот, им и в голову не может прийти, что это все можно знать. Но вот на третьем-четвертом курсе, когда уже нужно уметь критически относиться к информации, идти в библиотеку, искать, писать, думать, рассчитывать на свои силы и упирать на свое мнение, американцы начинают брать верх. И дальше американцы постепенно забивают русских.

Я думаю, что корни этой проблемы уходят еще в досоветский период. В России и Европе изначально образованием занималась церковь. Религиозное образование требовало заучивать вещи: информацию нельзя было подвергать сомнению, и если кто-то сомневался, то превращался в отверженного человека. Американцы избежали этапа монастырского образования и включились в мировую ситуацию, когда уже можно было задавать вопросы. К тому же в Америке никогда не было господствующей церкви, которую бы поддерживало государство. Иногда церковный плюрализм приводил к тому, что свободное обсуждение заканчивалось стрельбой в церкви. Но в результате критическое мышление в Америке развито, на мой взгляд, гораздо сильнее, чем в России.

Главная цель американского образования — воспитание высокопрофессионального специалиста. Главная цель российского образования — воспитание интеллигентного человека. В отдельности и то и другое плохо. И интеллигент, который знает все и ничего конкретно и не умеет пользоваться своими знаниями, плохо. И узкий специалист, который прекрасно, до дна знает свою специальность, но больше не знает ничего, тоже плохо. Эти две системы образования по возможности необходимо совмещать.

This browser does not support the video element.

Обсудить на сайте