Михаил Елизаров: Три поросенка
Считается, что история о трех поросятах и волке восходит к английскому фольклору. К советскому читателю сказка пришла в замечательной обработке Сергея Михалкова с такой же пометкой: «по английской сказке». В отличие от английского книжного оригинала, где поросята отличались по цвету, михалковские поросята обрели имена — Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф — и избавились от излишней кровожадности. (Английские поросята под занавес варили волка живьем в котле и съедали на ужин. У мягкосердного Михалкова ошпаренный волк выскакивал обратно в каминную трубу, оттуда на крышу и убегал в лес.)
В целом русская версия ничем не отличалась от английской. Жили три брата-поросенка. Старший и самый умный поросенок Наф-Наф предложил братьям заняться строительством крепкого и надежного дома. Ниф-Ниф и Нуф-Нуф относятся к делу легкомысленно. Они не хотят помогать брату, ведут беспечную жизнь и в самый последний момент строят себе хлипкие, никудышные домики: Ниф-Ниф — из соломы, Нуф-Нуф — из веточек. Над Наф-Нафом, строящим дом из камня и с прочной дубовой дверью, они смеются: «"Что ты строишь? — в один голос закричали удивленные Ниф-Ниф и Нуф-Нуф. — Что это, дом для поросенка или крепость?" — "Дом поросенка должен быть крепостью!" — спокойно ответил им Наф-Наф».
Мудрый поросенок строит не дом, а крепость: «Я, конечно, всех умней, дом я строю из камней». Наф-Наф — не просто поросенок-строитель, он в первую очередь каменщик.
В мировой истории термин «каменщик» прочно связан с движением масонства — мощной разветвленной организации, наследовавшей опыт тайных обществ Cредневековья (masson, freemason — вольный каменщик). Формально для общественного мнения масоны декларировали некую гуманистическую верность идеям нравственного усовершенствования общества в рамках той религии и государства, где находится та или иная масонская ложа.
Организация отличалась космополитизмом, при котором английский, французский или русский масоны в первую очередь были обязаны отстаивать интересы движения, а не родины. Соответственно масоны были религиозно всеядны (вполне хватало веры в высшее начало — Великого Архитектора).
По сути, масонство во все времена занималось формированием элитарной пятой колонны внутри каждого государства. Масоны проникали в государственные структуры: чиновничий аппарат, армию. Занимаясь клановым протежированием, они успешно продвигали «братьев» по карьерным лестницам, оказывали им всяческую поддержку — финансовую, политическую, за что требовали такой же отдачи, и в этом мало чем отличались от любой секты с ее жесткой иерархией и дисциплиной. Существовала сложная система посвящения внутри самой структуры масонства, табель о рангах, состоящая из множества степеней. Вся эта усложняющаяся система секретности позволяла удерживать в тайне планы масонской верхушки.
Символика масонства — мастерок, отвес и циркуль — восходит к геральдике гильдий каменщиков, существовавших еще в XIII веке. Появление этих гильдий было результатом деятельности ордена тамплиеров, развернувшего в период своего расцвета масштабное строительство. За сравнительно небольшой исторический период — около ста лет — на средства ордена было построено больше 80 соборов.
Впервые масонство позволяет себя обнаружить в XVII веке в Англии. В Лондоне в 1717 году основывается первая Великая Ложа, которая считается материнской ложей для всего масонства. Но, по некоторым версиям, первые четыре масонские ложи были заложены еще Жаком де Моле, последним великим магистром ордена тамплиеров. Считается, что в 1307 году великий магистр, уже арестованный, в заключении инициировал создание лож — генеалогическая связь масонов с тамплиерами очевидна.
Основанный около 1119 года орден тамплиеров провозглашал своей задачей охрану христианских паломников. Но, кроме этого, у ордена было и другое тайное мистическое задание — восстановление Храма Соломона (само название «тамплиеры» происходит от temple — храм). Рыцари-храмовники в качестве библейского образца выбрали каменщиков Зоровавеля — своеобразный союз меча и мастерка. Тамплиеры с момента основания были «братством каменщиков».
«Я, конечно, всех умней, дом я строю из камней». «Каменщик» Наф-Наф строит не только крепость, а еще и temple, то есть храм (кстати, Dom по-немецки означает собор или храм).
«Никакой на свете зверь, хитрый зверь, страшный зверь, не ворвется в эту дверь!» — «Это он про какого зверя?» — спрашивают Ниф-Ниф и Нуф-Нуф. «Это я про волка», — отвечает Наф-Наф.
В средневековой христианской символике «волк» — это погубитель паствы. Символического «волка» отличали свирепость, хитрость и жадность. Таким роковым «волком-погубителем» для тамплиеров стала государственная машина Франции. Филипп Красивый, заручившись поддержкой папы Климента V, провел стремительную карательную операцию по «раскулачиванию» ордена. Стремясь придать этому произволу легитимность, Филипп организовал показательные суды над тамплиерами. Аресты производились именем инквизиции. Тамплиерам предъявили обвинения в отречении от Иисуса Христа, в поклонении идолу Бафомету (вероятно, преображенный пытками «Магомет», поскольку демонология Бафомета не знала), в гомосексуальных оргиях и прочих духовных и плотских грехах.
Великий магистр Жак де Моле погиб на костре. Орден был распущен, владения тамплиеров перешли в собственность короля. Часть имущества отошла ордену госпитальеров. Германские храмовники образовали тевтонский орден, португальские — орден рыцарей Христа. Убежище на государственном уровне тамплиерам предоставила Англия и Шотландия. Так «каменщики» оказались на Альбионе.
Итак, «волк» — это государственная репрессивная машина, действующая по особым правилам, то есть по закону. Не случайно волк в сказке дует на домики Ниф-Нифа, Нуф-Нуфа и Наф-Нафа. Волк скован правилами. Он, к примеру, не может домик поджечь или просто разломать. (Само по себе «выдыхание» ассоциируется с речью или приговором, разрушительность которого зиждется на «ураганной» клевете. Те же тамплиеры были оболганы инквизицией.) Соломенные и из прутиков «темплы» поросят оказались слабы перед «законом», поэтому пали.
Кстати, сам образ «поросенка» не настолько уж и комичен. Достаточно вспомнить, что лесной поросенок — это будущий «вепрь», который как геральдический символ в Средневековье обозначал мужественного воина, стойко противостоящего врагу и не склонного к отступлению. Черты «вепря» — свирепость и смелость. Достаточно вспомнить, что белая кабанья голова являлась нагрудной эмблемой Ричарда III.
Ниф-Ниф и Нуф-Нуф бегут из своих разоренных «темплей» под защиту каменных стен масонства — к Наф-Нафу. Как ни старается волк, но силы его легких не хватает, чтобы разрушить Дом масонов, построенный из «камня». Закон бессилен. Волк хитрит и пытается проникнуть в масонский temple через дымоход, то есть нечестно, в обход закона. До этого волк, накинув овечью шкуру (волк в овечьей шкуре — библейская аллюзия), пытался обманом проникнуть в домик Нуф-Нуфа.
Наф-Наф разгадывает коварный план волка, пытающегося тайком внедриться к масонам. Осквернителя (государство) ждет котел с кипящей водой.
Одним из известных символов масонства является также пирамида с оком внутри — Лучезарная Дельта (сказка о поросятах постоянно отыгрывает «тройки» и «треугольники»: трое поросят строят три дома, затем они втроем поселяются в третьем доме). Камин — это и есть усеченная пирамида. Котел, в который угодил волк, — всевидящее око масонов.
Враг, пытавшийся проникнуть в святая святых, обнаружен и уничтожен. Сварен и съеден. Только это уже не михалковская сказка, а английский, то бишь масонский фольклор...