Стена на стене
*
Все началось с того, что в одном из баров на Розенталер-плац украли кофеварку, из другого бара вынесли игровой автомат, ну а потом из главного берлинского магазина KaDeWe исчезли драгоценности и часы на пять миллионов евро. Покуситься на восьмиэтажный KaDeWe, нашпигованный сигнализацией и охраной, – то же самое что в Париже обчистить Лувр. Ни одна сигнализация не сработала. Ни один охранник ничего не заметил. «Слишком чистая работа, похоже на профессионалов-технарей из Восточной Европы», – прокомментировало следствие. «Ограбление спланировано по плану французской ленты 1955 года "Рифифи" с учетом фильмов "Миссия невыполнима" и "Поймать вора" Хичкока, – поделился со мной своими соображениями немецкий кинокритик. – Совершенно русская смесь, точно русские кинолюбители сработали».
Сказочный успех предприятия берлинцы с восторгом обсуждали еще недели две подряд. Подвыпившие знакомые на вечеринках радостно делились «беспроигрышными» планами ограбления банков, музеев, магазинов, галерей, на худой конец банкоматов. Страшно подумать, к чему могли бы привести подобные настроения, если бы полиция не поубавила романтики, арестовав в итоге двух подозреваемых – 27-летних близнецов, правда, не из России и даже не из Восточной Европы, а из Ливана. Сами драгоценности найти не удалось. А значит, по местным законам подозреваемым грозит только пять лет тюрьмы, после которых они выйдут на свободу вполне обеспеченными людьми.
И станут живым опровержением фразы «Кто не работает, тот не ест», которая выложена на барной стойке нового русского ресторана «Дача». Его открыли владельцы «Горького парка» Илья Каплан и Георгий Соляник в стенах просторного помещения недалеко от Симон-Дах-штрассе. Старые фотографии и лайтбоксы с репродукциями бегущих спортсменок Дейнеки, а между двумя залами – стеклянная перегородка со старинными цветными витражами, напоминающая дачную веранду где-нибудь в Переделкине. Над барной стойкой в «Даче» висит портрет Ленина. Здешние пельмени и харчо хороши даже под его пристальным взглядом. «Тут меню как в "Горьком парке", – рассказал Соляник. – Мы хотим, чтобы два кафе воспринимались как единая сеть. Это все титанических усилий стоило: мы же всем друзьям сдуру пообещали, что к 1 февраля откроем, а слово надо держать. Сделали все за три недели, каждый день с утра до ночи работали и до сих пор еще детальки всякие дорабатываем...» Русских ресторанов в Берлине не так много, а в районе Фридрихсайн – это вообще первый. Посетители рассуждают, выдержит ли «Дача» конкуренцию с другими местными кафе и станет ли культовым, как стал «Горький парк». Судя по количеству рассуждающих, выдержит.
**
Режиссера фильма «Россия-88» Павла Бардина роднит с Соляником отношение к тайм-менеджменту в духе традиционного русского «навались»: чтобы успеть к Берлинскому кинофестивалю, ему пришлось монтировать картину в столь же сжатые сроки. Во внеконкурсную программу «Панорама» берут кино про сексуальные меньшинства, экзотические национальные перипетии или острую политическую проблему. Бардин сделал псевдодокументальную, как будто снятую на ручную камеру картину, которая показывает повседневную жизнь неофашистов: погромы, пьянки, тренировки за городом и избиение нерусских. Главный герой ходит по улицам Москвы и спрашивает прохожих: «Как вы считаете, Россия для русских?» – и большинство отвечает: «Да, конечно, я считаю, Россия для русских». Зрители на показе «России-88» так до конца фильма и не поняли, что это художественное кино, а не хроника. «А не страшно ли было снимать?» – спрашивал у режиссера немецкий зритель после фильма. «Это художественное кино», – объяснял режиссер. «А среди ваших актеров есть настоящие фашисты?» – гнули свое зрители.
«Зря этот фильм в "Панораму" поставили, надо было ставить в конкурс – у него были бы серьезные шансы победить», – сокрушался после показа Антон Мазуров, дистрибутор компании «Кино без границ». Вечеринка по случаю премьеры «России-88» проходила в кафе «Бургер». В небольшом зале с барной стойкой сквозь толпу русскоговорящих продюсеров и критиков протискивался официант с подносом, полным клубники, в соседнем – немцы отплясывали под «Ленинград! Точка! Ру!», а режиссер Павел Бардин, который еще недавно снимал сериал «Клуб» на MTV, перекрикивая музыку, рассказывал, что фильм сняли за пару месяцев. Все делали на полном энтузиазме и почти бесплатно: актеры работали за идею, в фильме снимались друзья и друзья друзей, например московские художники Гоги и Костя Тотибадзе, а также их бесчисленные дети. Другой русский режиссер Борис Хлебников, чья «Сумасшедшая помощь» была показана через пару дней в программе «Форум», рассказал мне, что бюджет у его в общем камерного фильма был немаленьким: «До кризиса бюджеты фильмов распухали невероятно: когда один электрик хочет шесть тысяч долларов в месяц, что говорить об остальных?» В общем, его коллеге Бардину повезло, он снял свое первое кино за копейки и попал с ним на престижный фестиваль.
Хотя в этом году престиж фестиваля под большим сомнением. «Я посмотрел двадцать три фильма, в десяти из них блевали», – сказал мне Деннис Вагнер, журналист немецкого телевидения RBB. В фильме Тома Тыквера «Интернэшнл», открывавшем Берлинале, на первой же минуте герой изверг из себя рвотные массы и упал замертво, а фильм «Читатель» с Кейт Уинслет начался рвотой в трамвае. На шестой день Берлинале тошнило уже не только героев картин. В силу этой сложной рабочей обстановки неудивительно, что критики хоть и занимались прогнозами, но так и не угадали, что «Золотой медведь», главный приз Берлинале, достанется в итоге перуанскому фильму о жизни изнасилованных женщин «Молоко сожаления», главная героиня которого ходит с картофелиной во влагалище.
Часть русской публики, уставшей от плохого кино, во время кинофестиваля перетянул на себя Псой Короленко, который пронесся по Берлину с песнями и плясками. Сначала он выступил в «Чайковском», который уже стали называть клубом, а не просто чайной (алкоголь там, впрочем, по-прежнему не наливают). Потом Псой в Haus der Sinne показал шедевр советского кино «Третья Мещанская», сопроводив его саундтреком собственного сочинения. Затем его с синтезатором видели в прокуренном клубе Stella с программой музыкально-визуального кабаре Powerь & Пойnt. Псоя встречали еще в кино, на вокзале, в музее, но там он не пел. А у русских берлинцев появилась примета: если встретишь в городе Псоя Короленко, день будет хороший.
***
Кто не был знаком с Псоем, тому пришлось полагаться на себя: так у сценаристки из Нью-Йорка Изабель Аджани хороший день или скорее вечер получился благодаря умению читать вверх ногами фамилии в списках гостей. С помощью этой сверхчеловеческой способности она проникла на прием «Кино в борьбе за мир» в Концертхаус (вход туда стоил тысячу евро), где Михаил Горбачев вручил Леонардо Ди Каприо приз за вклад в дело спасения планеты – что-то вроде «зеленого» «Оскара» – за его документальный фильм «11‑й час». В том, что этот приз Ди Каприо вручал Горбачев, была своя логика: когда актеру было тринадцать лет, он гостил у своей немецкой бабушки и однажды, оказывается, пытался штурмовать Берлинскую стену (фотография мальчика, упершегося ладонями в стену, обошла во время Берлинале все местные газеты). А через год стену разрушили – благодаря Горбачеву. И вот они встретились. Ди Каприо называл Горбачева «мистер президент» и похлопывал по плечу. «Сейчас возникли новые стены», – сказал Горбачев и протянул Ди Каприо награду. «Экологическая катастрофа – вот нынешняя стена. Мы должны с ней бороться», – подхватил актер. Горбачев и Ди Каприо расписались на довольно большом куске стены, который был тут же продан с аукциона за тридцать тысяч евро. Что будет делать хозяин с куском стены, не очень понятно – не на стену же его вешать.С