Библия: Revisiting
Общественная мораль, социальные институты (вместе с болтающимися в тени этих довлеющих категорий простыми человеческими любовью и сексом) дали фундаментальную трещину. Это произошло не вдруг, но заметить может каждый.
Многие из моих друзей в их middle и late thirties идут схожими путями. Школа-институт-первый брак-ребенок-развод-что делать-как же блядь здорово-второй-брак и так далее. Легкая и безответственная, на первый взгляд, lifestory подразумевает киловатты фрустраций, непонятные разборки, сложные финансовые обстоятельства, моральные травмы, судебные процессы и некоторую неустойчивость психики.
Дело в том, что поколение Pepsi становилось на ноги, когда вокруг что-то рушилось, а ресурсы на создание нового были просраны на века вперед. В том числе в области общественных институтов и морали. Родители являли собой традиции, зачастую пошатнувшиеся: признавая верховенство семьи, многие из них также признавали, что живут вместе исключительно за идею. Идею, суть которой они могут описать только ситуационно — комфорт для детей и потому что так надо. Если идея исчезнет, то «мучительно больно за бесцельно прожитые...» тут же обрушится на голову.
И эта идея, как мне кажется, — изрядно потрепанное за годы переписывания в угоду новым политическим реалиям Писание. Для удобства я буду называть его Библией в изначальном смысле этого слова. Понятное дело, что для каждой большой этнокультурной группы оно свое. Но это, по сути, единственный широко известный документ, который регламентирует сексуальную жизнь и семейные отношения. В головах. Почти генетическая память.
Основными целями разделов Писания, регулирующих межполовые отношения, похоже, были выживание и эволюция. Порицание кровосмесительства предупреждает вырождение. Моногамия отражает демографический расклад по состоянию на Р.Х. и обеспечивает заботу о детях, рожденных в браке. Полигамия, прописанная в Коране, ближе к реалиям выживания в пустыне и трезво оценивала (позже было регламентировано точное число) возможности по прокорму определенного количества жен и детей. Однополая связь осуждается как бесплодная трата запаса божественной любви. Онанизм — с кем не бывает, но туда же.
Почитали догматы — и к новостям: где-то узаконивают однополые браки, а где-то бьют пидорасов, одни казнят блудниц, другие пропагандируют секс для здоровья. И при всем этом половом плюрализме критерии оценки до сих пор произрастают из самых ветхих частей всевозможных заветов. Но предположим, что Писание опять рулит — и что изменится? Ничего. Оно довольно статично, а люди (плохо это, хорошо ли) меняются.
Дело в том, что за минувшие века произошли серьезные изменения. Например, женщина почти стала человеком, и это почти признали во многих странах. Это важно, потому что основные современные религии патриархальны по тексту и только между строк можно прочесть, что это не аксиома. Частное все чаще торжествует над общим. Счастье для себя оказалось довольно доступным на вид, и к нему в XX веке устремились люди, потеряв доверие к истлевшим и затем перебеленным манускриптам.
Парадокс заключается в том, что даже самая атеистически настроенная девушка все равно живет в этом эгрегоре. Дома ее будут пиздить не за то, что она стремилась к счастью, а за то, что трахалась до замужества и даже до получения аттестата. Откуда взяты моральные и временные рамки? Не из практики же — родители тоже всего-то лет сорок на свете живут, не срок.
Даже в лоне религии изобретают способы обойти устаревший канон. Например, есть специальные семинары для еврейских женщин, где этих самых женщин учат, как проявлять свою сексуальность, не нарушая букву Писания. То есть признается необходимость back door (во многих смыслах), но без разрушения основ. Потому что новые основы взять неоткуда.
Современные психологи, которые ввиду доктринального вакуума заменили многим исповедника, на полном серьезе советуют партнерам не сознаваться в изменах ради сохранения прочных отношений. А лгать, между прочим, не достойнее, чем прелюбодействовать. Или достойнее?
Отсюда вывод: доктрина безвозвратно устарела. Но не только в этом дело. Есть огромное количество людей, которые чувствуют себя прекрасно, создав эталонные семьи. Но ведь есть и другие, их все больше. И не всех при этом можно назвать деградантами. Им важно получить не указания свыше, а осознать какие-то базовые причинно-следственные связи. Например, зачем нужны дети. Вне бессмысленных евгенических заявлений о продлении рода. А зачем продлевать род? Есть какие-то практические причины, вне геополитики и тщеславия?
Так один мой друг все время вопрошает, слыша о чьей-то беременности: «Зачем затаскивать в наш мир новых людей, которые будут так же страдать?» Правда в том, что Максиму для успешного зачатия не мешало бы прочистить организм от разнообразной химии, но вопрос, тем не менее, имеет право на существование.
Христианство на него отвечает туманно. Нет, логика есть, но к бытовым нуждам трудно применить. Индуизм чуть более конкретен: хороший ребенок как минимум искупит грехи родителей и обеспечит им рождение на высоких планетах. Впрочем, те же блага даст и обряд дарения коровы. В тех же индийских текстах периодически оправдывается прелюбодеяние, совершенное «из чистых помыслов» и «с соблюдением необходимых ритуалов», — за несколько тысяч лет накопилась потребность в адаптации, как и у Библии. Ведь современный канон — это всего лишь один из апокрифов, так все перемешалось!
А вопросы остались, их даже стало больше. По крайней мере, люди со здоровым уровнем любопытства должны их себе задавать. Как минимум для того, чтобы убрать конфликт между «как надо» и «как хочется», а он наличествует у многих. Порождая беды от импотенции до самоубийства. Одна из попыток дать ответ — книга Хайнлайна «Чужак в чужой стране». Но такое радикальное объяснение, увы, не все переварят.
Пожалуй, психолог диагностировал бы здесь кризис среднего возраста, а духовник — кризис веры. Но я верю, что ответы есть. Просто надо переписать Главную Книгу.