Re: Модная диета
Люди перестали следить за тенденциями в одежде – пусть тенденции сами следят за людьми. «Если вам не нравится мода этого сезона, пропустите его», – с этой фразой Коко Шанель, как с красным флагом, прошла через тридцать один год своей жизни, с легкой душой пропустив почти все моды. Подруги со стажем смеются, когда я говорю, что купила новое лучшее в жизни платье: они знают, что оно точно такое же, как старое лучшее в жизни платье, и было куплено только потому, что старое истлело до дыр.
Это не потому, что я жадная или какая-то особо экономная. Я трачу кучу денег на спа, мануального терапевта, парикмахера, рестораны, уроки йоги, карточку в спортклубе и путешествия. Но к одежде отношусь как к дополнительной коже: «мои» вещи со мной срастаются, а все другие, «чужие», даже не меряю в магазинах – все равно ничего не выйдет. Была бы моя воля, вообще каждый день носила бы одни и те же шорты Ann Demeulemeester (довольно пожилые – им уже четыре года) с одной и той же белой майкой из «Топшопа». Изредка меняю этот боекомплект на то самое лучшее в жизни платье, чтобы коллеги не заподозрили, что я не ночую дома.
Но если моя строгая модная диета – просто врожденное свойство организма, то для некоторых людей – это куда более осмысленный выбор и важная часть их потребительской философии. «Сотня пар туфель Christian Louboutin в гардеробной? Но это же пошло», – говорит Маша Гессен, представитель проекта «Сноб» в США и американка со стажем.
Глянцевые журналы, пользуясь кризисом как ярким информационным поводом, публикуют преувеличенно горестные материалы о радикальных изменениях, которые произойдут с модой из-за экономики. По их прогнозам, женщины начнут носить глухие блузки, туфли без каблука и длинные юбки – не время сейчас для гедонистических шпилек, мини и декольте. И еще длинные волосы вместо стрижек: регулярно поддерживать хорошую стрижку дорого. Следуя той же логике, мужчины переоденутся во все депрессивно-немаркое и потрепанное, сдадут новые «брегеты» в ломбарды и отыщут в комодах дедушкины часы «Слава»... Верится с трудом. Те, кто скупал раз в полгода каждую новую коллекцию целиком, найдут средства и на все последующие. Но их, скупающих, кажется, стало меньше. И дело не в экономике, дело в тренде. В двух словах его можно сформулировать так: иметь меньше одежды – выглядеть лучше.
В Париже модой лет десять как никто не интересуется, констатирует Александр Васильев, заслуженный историк моды и давний парижский резидент: «К шмоткам парижане относятся как к отрасли экономики: мода – это для экспорта в Россию, Азию и арабские страны. За тенденциями тут давно не следят – все прекрасно понимают, что это способ выкачивания денег». Кризис вряд ли повлияет на внешний вид парижан, уверяет Васильев: «Они как носили черное и старое, так и будут носить. А вот симпатичные мускулы и стройное тело – настоящий тренд».
Владелец русско-шведской компании «Кино без границ», ведущий программы «Магия кино» на канале «Культура» и с недавних пор сам кинорежиссер Сэм Клебанов неоднократно получал в России разные премии вроде «самый стильный мужчина года». У Сэма цветущий и очень здоровый вид – ему грех не давать премии. В спортзале он бывает значительно чаще, чем в модном магазине, и на одежду он почти не тратится: «У меня больше денег уходит на бензин для катера». Катер у Сэма – в Гетеборге, втором после Москвы месте его дислокации, на нем он добирается до офиса. Его фэшн-ассортимент совсем не изобилен. Вот любимый пиджак J. Lindberg, который он носит с джинсами и кедами: «Я купил его в Швеции, по дороге в аптеку». Вот кожаная куртка Guess – заслуженная, ей уже пять лет. Конечно, есть пара формальных костюмов для важных переговоров и галстук-бабочка для приемов на кинофестивалях. «Но если бы не церемонии и климатическая необходимость утепляться зимой, я бы ходил только в шлепанцах и шортах», – говорит Сэм.
Екатерина Румянцева, выпускница лондонского колледжа моды «Сент Мартинс», в свое время любила эффектные фэшн-жесты. Она невероятно оживляла собою московские светские мероприятия – до сих пор помню ее эксцентричную шляпу Philippe Tracy. Теперь все, игры в сторону. «Я давно не делаю импульсивных покупок и рассматриваю каждую вещь как инвестицию. Покупаю не десять, а пять вещей за сезон, но зато долговечного качества. Моя диета теперь базируется на классическом стиле». Катя бережно носит костюм Helmut Lang с зауженными брюками. Пиджак часто «ходит» отдельно – в комплекте с мини-платьем он превращается в изысканный вариант для вечеринки. Костюму уже пять лет – то есть он «real Lang», был куплен еще до того, как маэстро Хельмут вышел из модной игры.
На разумную классическую «черно-белую» диету перешел и московский адвокат и видный мужчина Александр Железников: «Это беспроигрышное сочетание цветов. И, кстати, очень модное в этом сезоне». Хочется добавить: и в прошлом, и в будущем, и во всех остальных. Александр тоже любит носить вещи годами: «У меня есть счастливый костюм Kiton, в котором я выиграл свой первый процесс – почти шесть лет назад. С тех пор на слушания дел в суде я всегда его надеваю».
Аналитик моды Андрей Аболенкин говорит о новом типе демонстративности, размышляя об изменениях во вкусах московской и питерской модной публики: «Затраты на гардероб приобретают новую для нас и устоявшуюся для Европы структуру. Люди перестали реагировать на "быстрые", сезонные тенденции и смотрят на качество вещей, долго оценивают, нужная это вещь или нет. И перестают покупать одноразовое – и с точки зрения качества, и с точки зрения дизайна. В связи с кризисом или с развитием культуры потребления? Наверное, и с тем и с другим».
Хотя, предупреждает Аболенкин, кризис может сработать и с точностью до наоборот. И рассказывает об исследовании, которое компания «Эсте Лаудер» провела еще в 1970-х годах. Оно было посвящено животрепещущей сейчас теме: как связаны спады в экономике с потреблением товаров класса люкс? И выяснилось, например, что во время спадов кривая спроса на красную губную помаду резко идет вверх. Исследователи назвали это lipstick factor. То есть чем менее уверены мы в своем будущем благополучии, тем больше «заедаем стресс» с помощью спонтанных эмоциональных покупок.
Последний ключевой принцип рационального питания в моде, выражаясь языком нутриционистов: хорошо бы иногда позволять себе «десерты», чтобы не допускать серьезных нарушений диетического режима. Как моя подруга еще со времен журфака Ольга Пастернак, которая последние семь лет живет в Париже. В целом она девушка весьма здравомыслящая – консультантам в модных бутиках ее довольно сложно завербовать. Но недавно в ее гардеробе появилась вещь – верх неблагоразумия. Это прозрачная длинная юбка в цветах Dries Van Noten: «Я в нее влюбилась в универмаге "Бон Марше", но тут же осеклась: зачем мне она? Куда я в ней пойду? И спрятала подальше кредитку. Ты себе не представляешь, как я была рада, получив ее на день рождения от Арно (муж Ольги. – Ред.)».
За два года Оля вышла в ней в люди только один раз. «И пусть я ее не ношу. Но когда открываю шкаф, она меня невероятно радует». А потом шкаф закрывает и отправляется по своим делам в джинсах и клетчатой рубашке, как это принято в столице моды Париже. И чувствует себя роскошной женщиной. С