Лучшее за неделю
Наталья Аредова
21 сентября 2009 г., 12:21

Re: Йога от противного

Читать на сайте
Денис Зильбер

Уже на стадии определения возникают проблемы – но это если относиться к делу всерьез. Можно относиться и по-другому. По телевидению крутят рекламный ролик подгузников «Либеро», снятый в зале, где урок йоги ведет младенец. Витрину магазина «Крокус Москва» на Земляном Валу украшает постер с человеком в деловом костюме и в позе лотоса. На обложке октябрьского номера русского журнала Black Square помещена скульптура, запечатлевшая Кейт Мосс в стойке на локтях, волшебно прогнувшуюся, с пятками на собственном затылке. Учителя йоги могли бы использовать произведение искусства как наглядное пособие – Кейт под чутким руководством скульптора Марка Квинна блестяще исполнила позу скорпиона, или, простите за выражение, вришчикасану.

По словам Хатуны Кобиашвили, издателя российской версии Yoga Journal, в России йогой занимаются не меньше ста тысяч человек: «Мы продаем около пятидесяти пяти тысяч экземпляров каждый месяц, у каждого номера не меньше двух читателей – вот откуда эта цифра. А в целом любителей йоги, очевидно, больше, чем наших читателей». И, судя по всему, это только начало. Для сравнения: в США, по статистике, йогой занимаются более миллиона человек.

В некоторых школах йогу уже вводят как альтернативу обычным урокам физкультуры, а президент России Дмитрий Медведев говорит в интервью, что освоил ширшасану – стойку на голове. В расписании редкого фитнес-клуба не найдется йоги. Почти не встретишь спа, в меню которого не будет процедуры, приправленной для солидности словом «аюрведа», – и хорошо, если это окажется аюрведический массаж, а не, скажем, маникюр. А уж заведения, где учат закидывать ноги за голову, есть практически на каждой улице.

Но, странное дело, попасть сегодня на хороший урок стало труднее, чем полвека назад достать самиздатовские распечатки книг Индры Дэви, по которым занимались йогой актеры Георгий Вицин и Татьяна Окуневская. Генеральный продюсер телеканала «ЖV!» Милана Минаева пришла в клуб «Планета Фитнес» в Большом Кисловском переулке на урок yoga spine: «Мне говорили, чтобы я "раскрывала внешние ребра" и "тянула внутренние пятки". Казалось, что я попала в секту, члены которой общаются между собой на каком-то своем языке, – было вообще ничего непонятно». Но больше всего Милану расстроило отсутствие какой-то душевности, которая, как она полагает, в йоге должна присутствовать обязательно. А тут... «Сама я не видела, но мне рассказывали, что лет тридцать-сорок назад было такое культовое "би-муви" – "Ильза – эсэсовская сучка". Так вот, инструктор мне почему-то навеяла именно такое воспоминание».

Выводы неофита Миланы Минаевой о нелегкой судьбе йоги в российских условиях подтверждает модный дизайнер Шахри Амирханова. Она йог со стажем: начала заниматься двенадцать лет назад во время учебы в Лондоне и с тех пор регулярно ездит на йога-ретриты в Индию и практикует хатха- и аштанга-йогу в Москве. Предпочитает индивидуальные занятия. Ходила бы и на групповые уроки, но тут слишком часто бывают проблемы с качеством: «В Москве я часто попадаю на йогу, которая больше напоминает обычный урок физкультуры и очень далека от того, чем является йога на самом деле. Но это проблема не только Москвы, мне и в Лондоне было непросто найти хорошего учителя», – говорит Шахри.

«В основном новые студии, которые появились в Москве, – это коммерческая йога, я ее называю "йогой фастфуда", – говорит руководитель института йоги Патанджали Сергей Резниченко. – Центров правильной, некоммерческой йоги по-прежнему мало, но именно там есть шанс встретить хорошего учителя. Уроки там могут быть дороже, чем "фастфуд", – точно так же цены в хорошем ресторане выше, чем в "Макдоналдсе"».

Йога может быть травмоопасна, считает Светлана Антипова, фитнес-инструктор с тридцатилетним стажем: «По моим наблюдениям, те, кто занимается йогой Айенгара, рискуют получить проблемы с сосудами – такова специфика этой школы. Там все асаны надо держать подолгу, а это не очень полезно для капилляров. Техника аштанга-виньяса прекрасно дается обладателям третьего взрослого разряда по спортивной гимнастике, а неподготовленный новичок может легко заработать проблемы с суставами. Но об этом лучше врачи должны сказать».

Врачи и не безмолвствуют. Остеопат Ярослав Ящук говорит: «Ко мне последнее время стали часто приходить клиенты с одними и теми же историями: коленные суставы подвывихнуты, ноги разной длины – до четырех сантиметров, при том что физиологическая норма – два. Я спрашиваю: йога? Обычно в ответ только кивают».

Впрочем, не все столь категоричны насчет двух самых популярных школ йоги. «В школе Айенгара очень педантично выставляют позы. Это хорошо для тех, кто только начинает заниматься, – говорит Ольга Буланова, преподаватель канала "ЖV!" и центра йоги "Прана". – С аштанга-виньясой сложнее: прежде чем начать свободно делать первый комплекс, я три года занималась хатха-йогой при индийском посольстве, по два-три раза в неделю, и каждый день утром и вечером практиковала асаны самостоятельно».

Денис Зильбер

Консультант по искусству и йог с восьмилетним стажем Анна Связунова живет в Лондоне и оттуда никак не может найти для своей мамы, оставшейся в Москве, приличную студию йоги в районе «Сокола». «Причина, по которой часть московских преподавателей йоги является недоучками, – в несовершенстве системы сертификации. В Лондоне, – говорит она, – для того чтобы получить сертификат преподавателя, например, трай-йоги, нужно восемнадцать месяцев каждый уик-энд ходить на занятия и выполнять домашнее задание, а после сдавать экзамены по теории, практике и философии».

В России сертификат можно получить за пару месяцев, например в школах Федерации йоги, где готовят инструкторов йоги кундалини. Чтобы стать преподавателем йоги Айенгара, придется съездить на несколько семинаров в индийский город Пуна к самому Б. К. С. Айенгару, основоположнику школы имени себя. А за аналогичным документом школы аштанга-виньяса – к Патакси Джойсу в Майсор. На сертификатах вроде бы стоят их личные подписи. Но очевидцы говорят, что последние десять лет оба великих учителя не в состоянии принимать экзамены – им уже по девяносто лет, они не слишком хорошо себя чувствуют.

Это касается не только российских йогов – в обеих школах система сертификации одинакова для претендентов всего мира. И найти хорошего учителя в Америке или Европе – тоже не самая простая задача. Но все-таки там прошло несколько больше времени с момента, когда йогой начали торговать в супермаркетах. А потому и «правила продажи», и «культура потребления» успели достичь высот, до которых в Москве еще довольно долго карабкаться. В основном – на ощупь, поскольку точное описание хорошей йоги и хорошего учителя для каждого все равно будет только своим. Зато есть несколько главных общих черт в описании того, какими не должны быть учителя и уроки. И это уже немало – в конце концов, многие фундаментальные понятия философии и религии описываются именно так, от противного.

Хороший учитель никогда не должен давить на ученика. Ни в переносном смысле, ни в самом прямом, помогая правильно принять асану. Любое растяжение происходит в йоге только под собственным весом, нельзя помогать извне. Иначе это уже совсем не йога.

Почти ту же самую мысль немного иначе формулирует мастер-тренер по йоге сети клубов World Class Владимир Ананьев: «Во время занятий ученик не должен страдать, ведь настоящая йога – это расслабление, а не напряжение. В каждой асане вам должно быть комфортно, только тогда это настоящая йога. А идея, что человек должен мучиться во время практики, обретая таким образом некий внутренний стержень, – это бред».

«В йогу пришло огромное количество крепких хлопцев, которые занимались гимнастикой, и девушек, которые занимались танцами, – с досадой говорит Ананьев. – Люди, которые идут к ним на уроки, думают, что подвижность суставов и есть свидетельство какой-то мудрости, понимания тайн, о которых на самом деле эти инструкторы и представления не имеют».

Владимир Ананьев сам ведет курсы для тех, кто хочет преподавать йогу, и считает, что раньше двух лет обучения преподавателю ни в коем случае нельзя давать вести группы. Признавая, что и этого времени катастрофически мало: «Чтобы преподавать йогу, нужно понять ее философию. И это должна быть не туземная бредятина с Шивой и Шакти. И еще: преподаватель йоги не может быть мальчиком или девочкой. Это должен быть человек, который уж прошел определенные испытания».

«А кроме опыта, которого чем больше, тем лучше, у йога должна быть скромность, – замечает промоутер, режиссер и художник Федор Павлов-Андреевич (практикует хатха- и аштанга-йогу пять лет). – Учитель не должен быть злым, как футбольный тренер: давай-давай, работай!.. И еще он не должен собой любоваться». Как только Федор замечает, что преподаватель торжествующе завязывается в сложный узел, тогда как его бедные ученики корячатся на своих ковриках, он понимает, что с урока можно смело уходить. Если йог становится звездой, он уже ничего своим ученикам дать не может. С

 

Обсудить на сайте