Re: Парковка на лоджии
В Берлине практически завершено строительство первого дома с использованием свежезапатентованной технологии CarLoft. Специальный лифт будет поднимать автомобили жильцов на нужный этаж, к парковочным местам, оборудованным на застекленных балконах. За Берлином такие дома собираются построить Дюссельдорф, Лондон, Дубай и Санкт-Петербург.
Профессор Петер Зэк останавливает свою «Мазерати Кваттропорте» цвета темно-синий металлик на Райхенбергер-штрассе в Кройцберге – когда-то самом бедном районе Западного Берлина. Еще недавно его называли мини-Стамбулом. Первого мая революционная молодежь исправно устраивала драки с полицией, била витрины супермаркетов и поджигала машины. Здесь по-прежнему раз в год случаются ритуальные битвы с полицией, но почитателей Че Гевары уже основательно разбавили дизайнеры, музыканты и актуальные художники. Фасады реставрируются, цены на жилье растут.
Если смотреть с Райхенбергер-штрассе, подъезд к автомобильному лифту напоминает въезд в темную подворотню. Но через пару недель, когда карлофт достроят и закончат внутреннюю отделку, все будет по-другому. Подъезжая к дому, вы нажмете кнопку на брелоке, и перед лифтом зажжется освещение. Больше ничего нажимать не надо. Лифт сам опускается на первый этаж, двери открываются автоматически, вы въезжаете внутрь. Система распознает индивидуальный сигнал транспондера и дает электронике команду нужного этажа и «цветового настроения» (каждый может выбрать цвета, которыми лифт будет встречать его дома после рабочего дня). Играет музыка. Лифт останавливается. Вы задом сдаете на лоджию и выходите из машины у себя дома. Одна поездка на лифте стоит восемь центов и оплачивается вместе с коммунальными услугами.
Но это потом, а пока профессор Зэк поднимается пешком на третий этаж в демонстрационный лофт. Девелопер Йоханнес Каука встречает его извинениями за недоделки и внешний вид. Зэк приехал в темном костюме с серым галстуком и белым платком в кармане пиджака. Каука и его партнер, архитектор Манфред Дик, одеты как близнецы: оба в голубых джинсах, белых рубашках и спортивных пиджаках – облегченный вариант немецкой деловой униформы. Профессор Зэк оглядывается с легким недовольством. Его смущают не джинсы, а относительно скромные размеры лофта. Если не считать прилегающих к квартирам висячих садов и мини-водоемов, на жилую площадь в пяти квартирах остается по 243 квадратных метра, а в пяти других – по 150. Слишком мало для людей, готовых пожертвовать 29 квадратных метров под «автомобильные лоджии», говорит профессор. Общая площадь пентхауса, который его интересует, составляет 539 квадратных метров.
Несколько лет назад Каука и Дик приобрели участок под застройку рядом с проектом «Дворы Пауля Линке», в котором купили квартиры председатель правления «Дойче телекома» и владельцы кофейной фирмы «Джейкобс». Партнеры хотели построить десяток таких же сравнительно дорогих квартир и продать их по две тысячи евро за квадратный метр. И при планировании столкнулись с проблемой, решение которой сделало их знаменитыми. Каука и Дик собирались строить подземную парковку, но уровень грунтовых вод оказался слишком высок. Нужно было применять дорогие технологии, а это ставило под вопрос рентабельность проекта. Девелоперы просчитали вариант парковки на первом этаже, но при таком решении все машины разместить было невозможно. И тогда, рассказывает Каука с жаром первооткрывателя, его партнер предложил поднять машины на этажи. Два грузовых лифта стоят значительно меньше, чем гараж.
Припаркованную машину видно из любой точки пентхауса, кроме спальни и туалета. Если бы не возможность видеть «Мазерати» из гостиной, признается профессор Зэк, проект его не заинтересовал бы. В своем загородном доме он даже ненадолго не оставляет машину на улице, чтобы она лишний раз не пачкалась. «Вы, конечно, заметили, – говорит Зэк, – что я езжу на шикарных автомобилях? Не поверите, как часто гости просят показать мои машины». (Кроме «Мазерати», у него есть еще как минимум «Феррари».) Когда Петер Зэк купит пентхаус в карлофте, ему не придется для показа спускаться с гостями в подземный гараж. «Вы даже сможете помыть машину прямо на этаже», – сообщает Манфред Дик. В Германии запрещено мыть машины на улице, чтобы бензин не попадал в грунтовые воды. В карлофте предусмотрена установка для очистки сточных вод. Представляя себя со щеточкой и пластиковым ведерком, моющим на балконе «Феррари», 52-летний профессор чрезвычайно оживляется. Петер Зэк – по его собственному признанию, автомобильный фетишист. А также мировая величина в области дизайна и отец-основатель престижной международной премии Red Dot Design Award. Проект карлофта, на взгляд профессора, несомненно достоин этой награды. За функциональность, привлекательность, удобство использования и ответственное отношение к окружающей среде.
Инициатор проекта Йоханнес Каука – человек иного склада. Он пользуется телефоном «Нокиа», сохранившимся с тех времен, когда экраны были монохромными, а расположение кнопок напоминало ребра скелета. Серо-голубой корпус истерся до проплешин телесного цвета. К шикарным машинам Каука относится спокойно. Суть проекта, настаивает 42-летний менеджер, вовсе не в том, чтобы любоваться на «Феррари» из спальни. Да, первые покупатели автомобильных лофтов принадлежат к классу «богатых и красивых», как сегодня говорят в Германии. Но по мере развития проекта, убеждает Каука, его преимущества откроют другие группы населения: домохозяйки, которым не придется тащить из гаража сумки с продуктами, или инвалиды, которым сложно добираться от парковки до квартиры. И вообще, жильцам не надо выходить из машины в жутковатом подвале, куда могут проникнуть посторонние, им не придется беспокоиться ночами о том, что автомобиль случайно заденет сосед. Кроме того, подземные гаражи вместе с дорожным покрытием образуют под центром города бетонную подушку, которая не пропускает дождевую воду и разрушает экологию городской среды. В России, уверен Каука, его проект произведет эффект разорвавшейся бомбы.
Многоуровневые гаражи с подъемниками вместо подъездной рампы строят в Европе и США начиная с тридцатых годов. Но единственный мне известный пример расположения стоянки на балконе многоквартирного дома – бумажный проект мастерской архитектора А. Асадова для модернизации «хрущоб». Однако в реальности идея имеет перспективы в совсем другом имущественном слое. Кстати говоря, обращается ко мне Каука, строительство следующего карлофта вскоре начнется в Петербурге. А одной из квартир в берлинском проекте заинтересовался русский покупатель.
Пока Петер Зэк не приобрел свой лофт, он остановился в Берлине в Отеле де Ром – «самом дорогом отеле города», как уважительно замечает девелопер Каука. За пентхаус Каука надеется выручить 1,6 миллиона евро. Профессор Зэк, со своей стороны, признается мне, что кройцбергский мини-Стамбул его нисколько не пугает. Но бизнес есть бизнес, говорит Зэк, удобно устроившись в глубоком кресле в фойе гостиницы. Когда речь вплотную зайдет о покупке, профессор, естественно, упомянет расположение карлофта в Кройцберге, чтобы сбить цену. С