Лучшее за неделю
22 сентября 2009 г., 16:25

День первый — как везде успеть?

Читать на сайте

Официально Третья Московская биеннале откроется 25 сентября. Для прессы и приглашенных гостей все уже началось. Главное, как всегда, впритык, только-только монтируется, и никаким опытом (биеннале-то уже третья) и размахом русскую «неспешность» не изменить. Осунувшиеся и бледные отечественные художники, одновременно участвующие в трех, пяти, а то и десяти выставках, без сна и покоя красят стены, вбивают гвозди, доделывают произведения, в то время как растерянные, но восторженные посетители вернисажей в ужасе мечутся по площадкам с криками: что делать, куда бежать, как все успеть?

День первый, 21 сентября. Четыре выставки на «Винзаводе» — в шесть и семь. Одна в «Триумфе» в семь. И еще в Artplay аккурат в то же время. Запрограммировав кольцевой маршрут «Винзавод» — «Триумф» — «Винзавод» и, возможно, Artplay, еду.

18:00, «Винзавод»

Прекрасная погода, садящееся солнце, несколько кураторов и представителей прессы, числом не более четырех, отдыхают на лавочке возле галереи Владимира Овчаренко «Риджина». Слева от «Риджины» — галерея «Арт-Берлога», она только что открылась, сегодня первый день ее работы. Здесь главный — восемнадцатилетний Михаил Овчаренко, сын Владимира Овчаренко; он любезно показал все до официального шестичасового открытия и кратко объяснил свою (или папину) кураторскую концепцию. Несмотря на юный возраст, Миша выставляет художников матерых и знаменитых: Виноградов и Дубосарский, Звездочетов, Мамышев-Монро — состав звездный. Все под наглым и претенциозным заголовком FuckYоung. Юный галерист рассказал, почему он равнодушен к искусству своих ровесников.

This browser does not support the video element.

 

18:20, захожу в «Риджину»

Сильнейшее впечатление — выставка художника Сергея Браткова. Многослойное черно-белое видео, без режиссуры и спецэффектов. Мальчики с разбегу ныряют с пирса — слой раз. Под ними вода — слой два. Под ней из наконец-то наступившей темноты выступают острые штыри и балки — слой три. Галерист Овчаренко очень доволен Братковым, а также сыном и биеннале вообще.

This browser does not support the video element.

Еду дальше — в «Триумф»!

19:00, «Триумф»

Первый раз за вечер спросили приглашение. Народу пока немного, зато можно спокойно все посмотреть. Тим Нобл и Сью Вебстер — панковский трэш-дуэт из знаменитых young british artists. Им слегка за сорок, они красят волосы в черный, носят кожу и кольца с черепами. Да и само их искусство под стать внешнему виду художников: груда мусора, расчлененные куклы, вентиляторы, дохлые птицы, коробки, трубочки, разной плотности и состава жидкости — все движется, сношается, перетекает одно в другое, льется на пол. Это в одном зале. В другом — скульптуры из пенисов, отбрасывающие романтичные тени не то влюбленной парочки, не то Ханкина с Захаровым. Меж тем появились посетители, а с ними и Дмитрий Ханкин, рассказавший о звездном статусе художников и о том, почему «Триумф» участвует лишь в параллельной программе биеннале.

This browser does not support the video element.

Если искусство должно влиять на чувства, Вебстер и Нобл — гении: презрение и брезгливость к мерзотнейшим «артефактам» борются с искренним детским любопытством — все же шевелится! Да еще и накладываются на ощущение какой-то необъяснимой нежности: выставка-то, судя по романтическим теням, про настоящую любовь, которая, в свою очередь, вечная тема Большого искусства.

Тим попытался разъяснить, есть ли за этими объектами идеи и важно ли им со Сью, что об этом думают окружающие.

This browser does not support the video element.

20:20, возвращаюсь на «Винзавод»

Людей заметно прибавилось, по крайней мере на улице. Все с коктейлями и едой — вот где праздник. Иду прямиком в Цех Белого — там голландские дебоширы из архитектурно-дизайнерской мастерской Van Lieshout, авторы дома в форме матки и дивана в виде прямой кишки. Внутри цеха тотальная инсталляция почище Кабакова, она же антиутопия не хуже Оруэлла. «Город рабов» — самый настоящий сити с больницами, школами, университетами, заводами и бесконечными борделями, что особенно понравилось коллекционеру Пьеру Броше.

This browser does not support the video element.

Но главное — внизу. В сводчатом подвальном пространстве «Винзавода» — безжалостные машины по переработке отходов, обслуживающие блистательный верхний сити. В «Городе рабов» нет ничего ненужного, в полезную энергию переводятся даже трупы, которые свисают с потолка, как туши на голландских натюрмортах, и торчат из гигантской печи, замыкающей торжественную композицию.

Глава бюро Юп Ван Лисхаут (Joep Van Lieshout) рассказал, что же вдохновило его на такую инсталляцию и как его мысли далеки от близких нам художников пресловутого московского концептуализма.

This browser does not support the video element.

21:55, Artplay

Насколько изобразительно изобразительное искусство, что есть постпостмодернизм и что хотел сказать художник — вопросы, поставленные перед участниками проекта «Really?». На деле это выглядит так: белые кафельные стены, торчащие провода, изрезанные бумажки с текстом, гигантские бесформенные скульптуры, зеркала — в общем, похоже на инсталляцию Нобла и Вебстер, только разъединенную на части и художественно размазанную по стенам. Исполнители — молодые художники Арсений Жиляев, Анна Титова, Ирина Корина, возглавляемые мэтрами Олегом Куликом, Анатолием Осмоловским, Станиславом Шурипой. Объяснить, что происходит, взялся подвыпивший художник Иван Бражкин.

This browser does not support the video element.

Все, нелегкий день подошел к концу. Любовь, насилие и человек по-прежнему главные темы — это у «старичков»; у молодых — холодное, просчитанное искусство, игра разума с выданным пространством, левый дискурс. Fuck young, вспоминаю я: биеннале предлагает неплохое разрешение извечного спора двух поколений.

Александра Рудык, журнал «Афиша»

Обсудить на сайте