Re: Бензиновая независимость
Электромобили несколько лет назад стали частью мощной «зеленой» программы Лондона. Вслед за британской столицей похожие программы собираются реализовать городские власти Парижа, Берлина, Копенгагена и Тель-Авива. Однако до сих пор машинам на батарейках было довольно трудно конкурировать с бензиновыми автомобилями. Пока весной этого года американская компания Tesla Motors не объявила о начале серийного выпуска Tesla Roadster.
«Я недавно водил Tesla в Калифорнии. Это фантастика!» – говорит Дэнни Флит, владелец небольшой киностудии в Лондоне и любитель электромобилей. Его поражают и технические характеристики, и внешний вид, который уже мало напоминает прежние электромобили.
До этого момента экологически настроенные покупатели неизменно обрекали себя на некоторые неудобства: низкую скорость, отсутствие систем безопасности, невыразительный дизайн и небольшую степень автономности. G-Wiz, Th!nk City, Kewet Buddy и Nice Megacity, уже вышедшие на европейский автомобильный рынок, требуют ежедневной подзарядки аккумуляторов, которых в среднем хватает не более чем на 100 км пути.
Неловкость – обычное чувство, возникающее у всех, кто ездил на мощных бензиновых машинах, а потом сел за руль G-Wiz. Эта самая популярная в Лондоне модель скорее похожа на игрушечную машинку. Она рассчитана на двух взрослых пассажиров и двух детей. Заряда хватает примерно на 80 км пути, а максимальная скорость – 70 км/час. Стоит пятнадцать тысяч долларов, производится в Индии в городе Бангалор.
После краш-теста первой серийной модели G-Wiz получил от экспертов телешоу TopGear звание худшего автомобиля года. Учитывая их влиятельность, в модели нынешнего года пришлось повысить безопасность. Заодно увеличили запас хода и уменьшили время зарядки.
В мире производятся десятки моделей электромобилей. Самый дорогой – Venturi Festa. Стоит он около пятисот тысяч долларов, и его выпускают ограниченными партиями по двадцать пять штук в год по особому заказу. Самым дешевым предполагает стать, как несложно догадаться, электромобиль из Китая Tang Hua Xiao Ya (пять тысяч долларов), однако пока до серийного производства дело не дошло.
Несмотря на видимое разнообразие, до сих пор еще никому не удавалось создать серийный электромобиль, который был бы красивым, недорогим и при этом не имел множества технических ограничений. Но если все пойдет по плану, у «зеленых» автомобилистов появляется реальный шанс получить «все в одном» при покупке Tesla Roadster. У него агрессивный дизайн настоящего спорткара, разгон до 100 км/час за четыре секунды и запас хода до 350 км. Его батарея выдерживает около пятисот циклов «заряд-разряд». Значит, будет работать без замены семь-восемь лет, а это уже средний срок жизни современного автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Кстати, за это время, утверждают разработчики, техосмотр придется пройти всего один раз. А одна миля на Tesla Roadster обойдется в 0,01 доллара.
Те редкие счастливцы, кому удалось поездить на новом электромобиле, утверждают, что впервые не почувствовали серьезной разницы с классическими спортивными моделями. За исключением «убийственной тишины», как точно выразился журналист из британского TopGear Джейми Китман. Но стремление сделать электромобили похожими на «простомобили» настолько укоренилось в сознании разработчиков, что новый Tesla планируют снабдить системой, имитирующей шум работы двигателя внутреннего сгорания. Нажимаешь на газ – громче, отпускаешь – тише. Конечно, это делается, чтобы Roadster был заметным для слабовидящих пешеходов. Но почему-то из всего многообразия звуков выбран именно шум мотора.
В будущем году компания обещает выпустить полторы тысячи машин. Однако за полгода, прошедшие с момента запуска серии, мощность завода позволила сделать лишь двадцать девять штук.
Зато директор по маркетингу Tesla Motors Даррел Сайри гордится «листом ожидания» на покупку Tesla Roadster. Он считает, что многие дорого заплатили бы за то, чтобы увидеть его. «В нем много громких имен», – говорит Даррел Сайри. В том числе голливудских знаменитостей.
В отличие от Голливуда, интерес к Tesla и вообще к электромобилям мало затрагивает жителей Нью-Йорка. Они традиционно предпочитают передвигаться на такси или общественном транспорте. «Про электромобили мы с друзьями знаем, но никто на них не ездит и не собирается», – рассказывает журналист Екатерина Кибовская. Она уже несколько лет живет в Нью-Йорке, и, по ее словам, иметь в городе машину разорительно из-за парковок и цен на бензин.
Тема электромобилей пока не касается и водителей Москвы. «Странно думать о пирожных, если нет еды», – говорит автогонщик Олег Богданов, имея в виду дорожные пробки. Впрочем, он согласен, что уменьшение габаритов и переход на электричество могут частично решить транспортные проблемы Москвы, если развить инфраструктуру пунктов подзарядки.
В Европе гораздо чаще говорят об экологии города, чем о ценах на бензин. Особенно это касается Лондона, где электромобили уже стали нормой. В центральной части города уже существует около двадцати пунктов подзарядки, примерно столько же – на парковках.
Лондонцы готовы сесть на Tesla. «Конечно, для езды по городу вполне хватает дешевых электрических моделей, да и парковка для них в центре бесплатная», – рассказывает Дэнни Флит. Однако именно Tesla Roadster он считает самой перспективной разработкой. Единственное, что останавливает Дэнни и многих других, – цена. Tesla Roadster стоит около ста тысяч долларов: на эти деньги можно купить шесть индийских G-Wiz или три норвежских Th!nk City.
Страсть к электромобилям охватила далеко не всех жителей Лондона. Екатерина Гурова живет в районе Ноттинг Хилл уже десять лет. В этом году ее муж настоял на покупке машины. Исследовав рынок, Екатерина выбрала последнюю гибридную модель Lexus. «Но вообще-то я против автомобилей», – говорит она. Поэтому большую часть времени Lexus стоит в гараже. «Гораздо лучше, – считает Екатерина, – ездить по городу на шикарном общественном транспорте или велосипеде». С