Лучшее за неделю
25 сентября 2009 г., 18:15

Широкая география современного искусства

Читать на сайте

Французский куратор Жан-Юбер Мартен, бывший директор Центра Помпиду , человек, славящийся главным образом умением устроить любого масштаба выставку в любом месте, любит мощные образы и многосоставные проекты. Буквально этим летом Мартен собрал для Венецианской биеннале проект Infinitum прямо в исторических интерьерах палаццо Фортуни; и он, по мнению критиков и зрителей, оказался самой успешной выставкой 2009 года. Мартен рассказал мне, в чем разница между работой в Венеции и в Москве:

This browser does not support the video element.

И вот плоды усилий Мартена: проект «Против исключения» — гвоздь программы нынешней биеннале. Гигантский водопад, извергающийся с четырехметровой высоты словами, и даже не просто словами: присмотришься — и читаешь текст новостной ленты. Чучела животных, живые куры, ящерицы и тараканы, снующие среди статуй. Старики разных конфессий раскатывают взад-вперед на инвалидных колясках. Мерзкий на ощупь, но приятный глазу вазелиновый сыр. Все это между афганскими коврами, этническими стелами и африканскими масками — аттракцион почище Диснейленда, поинтересней и порой пожутче Кунсткамеры.

Дело в том, что Мартен не только мастер сборных проектов, он еще и известный любитель экзотики. Поэтому в выставке участвуют, с одной стороны, западные звезды (Марина Абрамович, Вим Дельвуа, Тони Крэгг, Аниш Капур, братья Чепмены ), а с другой стороны, в «Гараже» полно постколониального искусства из Африки, Азии и Австралии. Что не может не восхищать даже искушенных зрителей, таких, например, как Сэм Клебанов.

This browser does not support the video element.

Бельгиец Кун ван Мехелен, например, ездит по миру, скрещивает кур (недавно скрестил русскую орловскую курицу с петухом породы мехельс-анкона), называет все это космополитизмом и выставляет чуть ли не в музеях. У нас эта птичья жизнь открывает выставку. Куры как живые, так и мертвые. При всем своем мичуринском задоре от любви к куриному супчику Кун не отказывается.

This browser does not support the video element.

Другой художник, одна из звезд мартеновской выставки — немецкий фотограф Спенсер Туник нашел в Москве не птиц, а животных, точнее голых людей, согласившихся попрать национальную символику и позировать ню на центральных улицах столицы. Мне Спенсер рассказал о своих отношениях с моделями, о том, что любит иногда снимать своих подружек. На вопрос, испытывает ли он эрекцию, снимая обнаженную натуру, ответил уклончиво:

This browser does not support the video element.

Уже на выходе из «Гаража» мне встретился директор Московского музея современного искусства Василий Церетели — по его мнению, проект Мартена вне конкуренции.

This browser does not support the video element.

Приглашенные художники, участвующие в проекте, все как один довольны. А что? Российская столица, памятник архитектуры, звездный куратор, биеннале в конце концов — жаловаться нечего. Мы потихоньку выбираемся на тот уровень, когда можно сравнивать собственный арт-марафон с западными аналогами, когда отдельно взятая выставка (как в случае с «Против исключения») выглядит как целый музей с очень хорошей, может быть, лучшей в Европе коллекцией современного искусства.

Александра Рудык, журнал "Афиша"

Обсудить на сайте