Re: Совесть есть
В конце этого лета Игорь Аникеев провел неделю в Бельгии, купив тур (билеты плюс гостиница) всего за тридцать евро. Бывший петербуржец, он последние три года живет в Барселоне и работает в местном рекламном агентстве. В июле он наткнулся в YouTube на ролик для барселонского турагентства Atrapalo, который получил приз на «Каннских львах» в 2009 году. Пошел по ссылке на сайт Atrapalo и на пару часов забыл о работе. Из состояния душевного равновесия его выбил баннер: «Планируйте свое путешествие вместе с нами и сами решайте, сколько оно будет стоить!» Он нашел тур в Бельгию в августе и оставил данные своей кредитки (нужно было заплатить всего десять процентов стоимости тура, чтобы стать участником акции). По возвращении из путешествия людям предлагалось доплатить столько, сколько, по их мнению, стоила эта поездка.
«Если честно, я не верил в такой коммунизм. Думал: вдруг мой самолет отменят и надо будет самому покупать другой билет? Или я приеду в Гент, а гостиница, где мне забронировали номер, уже разорилась?» Но когда Игорь сдал ключ отеля в Генте, который оказался вполне приличным, и понял, что агентство сдержало свое слово, прямо в поезде до Брюсселя он открыл лэптоп и отправил в Atrapalo еще четыреста евро.
«Как это круто! – пишет на форуме лондонского клуба Cargo Мариана Дуарте Сильва, промоутер вечеринок из Лиссабона. – Если у вас это сработает, я тоже буду устраивать вечеринки по такой схеме». Один из лучших лондонских клубов электронной музыки – Cargo – объявил, что теперь на пятничные вечеринки вход будет бесплатный. А на выходе из клуба будет стоять коробка с надписью Honesty Box: людям предложат самим оставить любую сумму, в которую они оценят полученное удовольствие.
Тесты на наличие совести у рейверов из Cargo начались в ночь с пятницы на субботу 26 сентября. Владельцы клуба рассчитывают повторить удачный опыт лондонского ресторана Little Bay.
В начале февраля этого года на черной доске у входа в ресторан Little Bay в районе Фаррингдон – это вполне презентабельное заведение для «белых воротничков» Лондона – появилась заманчивая надпись мелом: Pay what you think the food is worth1 .
«Я собрал весь персонал и сказал: даже если люди уйдут, не оставив ни пенса, вы должны попрощаться с ними так, будто они заплатили по шестьдесят фунтов с человека», – говорит владелец ресторана Питер Илич.
Илич неплохо знает респектабельную публику: до того как открыть свой бизнес, он работал в Claridge's. А концепцию «плати сколько хочешь» впервые опробовал еще в 1984 году – во время промоакции одного из своих прежних заведений, ресторана Just Around The Corner на Финчли-роуд. Так что, идя ва-банк, владелец Little Bay в общих чертах представлял себе возможные последствия. К тому же он немного подстраховался: убрав из меню цены, Илич все же оставил платными напитки. Впрочем, и у клиентов Little Bay осталась возможность пообедать, не заплатив ни пенса, – просто не заказывать вина и кофе, довольствуясь водой, графин которой к еде подают бесплатно.
Акция продлилась месяц. И, подсчитав выручку этого месяца, Илич, по его словам, впервые за несколько лет чуть не заплакал – от радости. Его доходы выросли почти на тридцать процентов. В среднем каждый посетитель заплатил за еду семнадцать фунтов двадцать пять пенсов, в то время как обычно этот показатель составляет около тринадцати фунтов пятидесяти пенсов. Многие клиенты заплатили больше, чем стоили их блюда. Размер счета варьировался от сорока фунтов стерлингов до символического одного пенса с человека. Именно во столько оценили свой обед двое студентов, оставив при этом, правда, пять фунтов «на чай». «За месяц в ресторане пообедали и поужинали десять тысяч человек, причем многие из них пришли сюда в первый раз и оставили щедрые чаевые», – рассказывает владелец ресторана. И признается, что очень нервничал, решившись на свой эксперимент.
За развитием событий в Little Bay следили репортеры десятков газет и телеканалов. Питер Илич сделался своеобразной «звездой кризиса» международного масштаба. Прочитав о нем в газете, хозяйка Bistro de Saint-Paul во французском Лионе Шанталь Модиньер с середины марта тоже осмелилась предложить своим посетителям самим оценивать обеды и ужины. На обложке меню появился бойкий лозунг Lutte Anti-Crise («Борьба с кризисом»), а напротив названий блюд исчезли цены.
Одни платят пять евро и уходят, зато другие оставляют больше, чем стоит блюдо. В целом, по словам Модиньер, доход заведения вырос за весну на десять процентов. «Кто-то играет в мою игру, кто-то чувствует себя неловко во время оплаты счета, но многие люди считают меня очень смелой и в общем одобряют затею», – говорит Шанталь.
«Это любопытный человеческий эксперимент», – говорит двадцатидвухлетний житель Вашингтона Нейт Чененко. В будние дни он – госслужащий, консультант по вопросам государственной помощи частному бизнесу, а в выходные – водитель велотакси. «Деньги – не главное, я нормально зарабатываю как чиновник, – говорит Чененко о своем нестандартном способе проводить уик-энды. – К тому же все выходные я кручу педали – не надо ходить в фитнес-клуб».
Решение отказаться от счетчика – личная инициатива Нейта, которую поддержали в компании: ей он платит процент от дневной выручки. И обычно привозит больше, чем коллеги. Когда пассажиры спрашивают Чененко о цене, он отвечает: «Заплатите, сколько не жалко, когда приедем на место». Иногда платят четыре доллара за поездку, которая стоит все пятнадцать, иногда дают пятьдесят за пять минут езды. Но в среднем получается двадцать пять долларов за час – очень прилично для такой работы по американским меркам.
«Идея того же Илича сработала в кризис в силу своей маргинальности», – уверен Александр Долгин. Профессор Государственного университета Высшей школы экономики давно коллекционирует случаи использования системы pay what you want. Он автор книги «Экономика символического обмена» – как раз на эту тему. Авторство этой идеи, безусловно, принадлежит Radiohead, которые еще в 2007 году выложили в Сеть альбом In the Rainbow и предложили своим поклонникам платить за него столько, сколько сочтут нужным. Этот опыт с переменным успехом повторяли многие музыканты. В том числе и член клуба «Сноб» Петр Налич. Свой первый альбом «Радость простых мелодий» он бесплатно выложил в Сети в конце прошлого года. Через месяц подвел первые итоги: «Виртуальная продажа потихонечку двигается. Платят не сказать чтоб миллионы, но так, по копеечке что-то "капает". Зато этот альбом лидировал по продажам в московской "Республике" и на четвертом месте в магазинах сети "Союз"».
«Надо понимать, – продолжает Долгин, – что файлы с музыкой не так опасно раздавать на условиях постоплаты, как, к примеру, бифштексы. Но, в общем, тут срабатывают два основных импульса. Первый – человек желает ответить добром на добро. Второй – так принято в сообществе, в зримом или незримом клубе, к которому он принадлежит. Ведь платят же впятеро больше за "белые" брендовые изделия, при том что "левый" пошив неотличим – это пример из того же ряда».
А что если так и не заплатить ничего? «Тогда, – заключает Долгин, – рискуешь потерять в чем-то большем – в системе отношений, в которые ты вплетен».С
1 «Заплатите столько, сколько, по-вашему, стоит еда»