Re: Сора нет
Недавно была на новоселье у моих друзей Жана и Катрин. Оба работают в Еврокомиссии. Они купили типичный брюссельский дом начала прошлого века. Я восхитилась, как хорошо сохранился интерьер: двери, витражи на окнах, батареи – насколько я могла судить, все было того же периода. Хозяевам был приятен мой комплимент, но, признались они, это вовсе не антиквариат, а только видимость. Все было сделано недавно и по их заказу из старья, купленного на барахолках и в специализированных магазинах, коих в Брюсселе множество. И обошлось в разумную сумму: вторсырье здесь гораздо дешевле, чем в Париже или Лондоне, и жители соседних стран нередко приезжают за ним в Бельгию.
Англичанин Оливер Хит, ведущий популярной программы Changing Rooms на BBC, декоратор и просто красавец, недавно закончил ремонт в своем доме в Брайтоне. В его роскошном интерьере – все из recycle-материалов. Кухонный стол из битого стекла вперемешку с безопасной смолой, стены из старых досок, пол из переработанного каучука. «Как можно выпускать вещи, да еще дорогущие, если они не произведены экологически ответственным способом? – возмущается Оливер. – Да и кому вообще нужны новые вещи?»
На ответственном потребительском поведении Оливер сделал деньги и славу. Во всех своих книгах и передачах он рассказывает, как жить, нанося минимум вреда окружающей среде. А в основанном им интернет-магазине www.ecocentric.co.uk продаются предметы интерьера, косметика, детские игрушки и прочие товары из вторично использованных материалов.
Разумеется, идея творческой переработки мусора родилась не вчера. Но еще до недавнего времени вторсырье в дизайне использовали от бедности – и преимущественно студенты дизайнерских колледжей. Маститые дизайнеры, конечно, делали впечатляющие объекты мебели из вторсырья, но больше для репутации, чем для продажи. Увидеть их можно было только на выставках и в музеях: салоны не отдавали свои площади под эксцентричные, но плохо продающиеся вещи.
Теперь почти в каждом приличном магазине мебели появились объекты из мусора. Не остались в стороне и большие универмаги: в отделе «все для дома» парижского Bon Marche' можно обнаружить стопку старых журналов, перевязанных ремнями. «Так называемый табурет» молодой французской марки ENO наделал много шума на прошлогодней выставке Maison & Objet. Самое смешное, что продаются только ремни – глянцевая макулатура имеется в каждом доме. На потолке нового «магазина в магазине» The Wonder Room в лондонском Selfridges вывешены три гигантские люстры классика «мусорного дизайна» Стюарта Хэйгарта – аккурат над телефонами Vertu и кольцами Bvlgari. Одна собрана из резиновых перчаток рыбаков, две другие – из разнообразного пластикового мусора. Стюарт живет в графстве Кент и часто прогуливается по пляжу в момент отлива – именно так он собирает материал.
За последние два года его светильники «засветились» на всех заметных выставках по теме: от Design Contre Design в парижском Grand Palais до Second Lives: Remixing the Ordinary в Музее искусства и дизайна в Нью-Йорке. А на весенних торгах аукционного дома Phillips de Pury его лампа из очков была продана за тридцать шесть тысяч пятьсот фунтов стерлингов – в три с лишним раза выше стартовой цены.
«Давая новую жизнь старым вещам, мы не только экономим ресурсы и энергию, но и помогаем женщинам из стран третьего мира», – говорит Илария Вентурини Фенди, хозяйка бутика re(f)use. Он открылся в Риме прошлой осенью и торгует только объектами из вторсырья. Самая младшая из женщин модного семейства меховым шубам и кожаным диванам, усыпанным стразами, предпочла собственное дело – марку recycle-аксессуаров Carmina Campus. И, например, сумки Cameroon для марки делают жительницы из бедной камерунской деревни. В дело идут велосипедные цепи, битая посуда, старые пуговицы и покрывала, резиновые шланги... На выходе получаются аксессуары, которые уже пришлись по душе fashionistas – пестрые сумки дизайна Иларии продаются в прогрессивных магазинах вроде Corso Como 10 и Dover Street Market.
«Конечно, к нам приходит много романтичной молодежи, которой нравится идея ответственного потребления, – говорит хозяйка бутика. – Но есть и богатая публика. Одна итальянская дама, любимая клиентка Louis Vuitton и Versace, скупает сумки и украшения в оптовых масштабах. Она не очень озабочена окружающей средой, но ей нравится, что все вещи уникальны».
Штучность, которая обусловлена спецификой recycle-материалов, – важный аргумент в их пользу. Пару месяцев назад в Лондоне открылся отель Rough Luxe. Представитель нового поколения бутик-отелей начисто лишен привычной гостиничной нейтральности – он выглядит довольно ободранно и одновременно очень по-домашнему. Гостиницу оформлял видный галерист и декоратор Раби Хэйдж: он разместил повсюду сюрреалистичные кресла Карена Райана, которые тот собирает из фрагментов венских стульев. И сдобрил интерьер ударной порцией мебели из разнородных старых досок, похожих на пэчворк. Ее автор – голландец Пит Хейн Еек – внимательно следит за графиком сноса старых домов, где всегда можно пополнить запас любимых им материалов.
Активно работать с вторсырьем начали и массовые производители. Появилась «экологически ответственная» линия Cappellini Love – табуреты из прессованной и покрытой смолой резаной бумаги и вазы из кусочков стекла. Специально под нее итальянская компания открыла маленькую фабрику в Африке, которая использует только мусор. Граждане Бразилии и родные братья Кампана, дизайнеры Edra, у себя на родине развернули кампанию по сбору отходов. Часть средств от продажи сделанной из них мебели идет на помощь жителям фавел.
Швейцарская марка Vitra наладила массовый выпуск знаменитого кресла Рона Арада из автомобильного сиденья. Копии обойдутся дешевле, чем продается с аукционов заскорузлый оригинал, которому сейчас исполнилось двадцать лет, но все равно не то чтобы дешево.
Это малоприятный эффект от возросшей популярности вещей из вторсырья. Хотя мусор достается дизайнерам бесплатно, получившийся объект стоит серьезных денег. «Сбор, сортировка и обработка отходов требуют немало труда и затрат. Это повышает стоимость, – объясняют мне Фредерик и Аньес Бартелеми, владельцы интерьерного салона TOIT в Брюсселе. – К тому же в самом слове recup'art есть частичка art, а любое искусство дорого стоит». Recup'art – французский неологизм для обозначения дизайн-объектов из вторично использованных вещей и материалов – в магазине Фредерика и Аньес занимает все больше места.
Да и само ответственное потребление становится дорогим удовольствием: растут цены не только на «рекюпарт», но и на вторсырье без всякой «арт»-приставки. Голландка Клэр ван дер Мерхен счастлива, что много лет назад купила грузовик старых досок, оставшихся после разбора одного канадского сарая. «Мы не представляли, что с ними делать, – вспоминает Клэр. – Но покрытые серебристой патиной доски были слишком хороши. Тогда это стоило совсем недорого, сейчас бы мы уже не потянули такую покупку». Недавно Клэр с мужем купили шале в Мерибеле и облицевали его изнутри этим чудесным серебристым деревом.
Сейчас в салонах стройматериалов старый кирпич или доски могут оказаться дороже новых, и это парадокс. Энтузиасты трудятся над исправлением ситуации: в декабре 2008 года начал работать американский сайт www.planetreuse.com. Его основали три друга: архитектор, строительный менеджер и веб-дизайнер. В сущности, это доска объявлений – те, кто хочет от мусора избавиться, вывешивают объявления в рубрике «продам», а те, кто ищет вторсырье, их читают или пишут объявления в рубрике «куплю». Услуга бесплатная, нужно только зарегистрироваться на сайте. Пока и покупатели, и продавцы находятся исключительно в США, но основатели сайта грозятся выйти на более глобальный уровень.
Они считают: пока на планете еще остаются тонны непереработанного мусора, он не должен расти в цене. С