Лучшее за неделю
Александр Смотров
29 сентября 2009 г., 13:04

Re: Нащупать сюжет

Читать на сайте

«Раньше меня в кино должен был сопровождать зрячий человек, который рассказывал, что происходит на экране. Теперь благодаря аудиоописаниям я могу сама следить за сюжетом», – рассказывает незрячая женщина, только что посмотревшая в кинотеатре «Одеон» в Уимблдоне фильм «Подмена» с Анджелиной Джоли.

Для слепых аудиогиды в кинотеат­рах Великобритании – одно из главных достижений последних лет. Голос в наушниках дополняет диалоги героев и рассказывает, что происходит в кадре. Наушники можно получить в кассе вместе с билетом. Они работают в любом месте зрительного зала на любом сеансе, и обычные зрители даже не заподозрят, что человек рядом с ними кино не смотрит, а слушает.

«А почему бы не посетить музей или галерею?» – вопрошает раздел искусства на сайте Британского коро­левского национального ­института слепых. И действительно, почему нет, если многие музеи в разных городах Соединенного Королевства не просто приспособлены для слепых, но и организуют для них специальные «экскурсии на ощупь».

Лондонская национальная портретная галерея в последнюю среду каждого месяца устраивает «визуализацию портретов». Слепые и слабовидящие посетители сидят перед порт­ретами королей и королев, знаменитых британских политиков, писателей и ученых. В руках у них ­карточки с фрагментами картин и выпуклыми строчками описаний, а также объемными изображениями. Специально обученные гиды в это время рассказывают о взгляде, чертах и выражении лица, одежде, позах героев портрета.

Цвета и мазки, свет и тень – абсолютно, казалось бы, визуальные кате­гории – неожиданно ­вербализуются в устах Энн Хорнсби, которая водит экскурсии для слепых в манчестерской Галерее Лоури. «Мы хотим рассказать не только о размере и стиле картины, но и донести ее потенциальный посыл до людей», – говорит экскурсовод.

В Британском музее можно записаться на «тур на ощупь», когда слепые под руководством гида могут нарушить пресловутый музейный запрет «руками не трогать».

«Любая большая выставка, включая проходящую сейчас об истории Вавилона, предполагает такие туры. Кроме того, незрячие посетители могут в буквальном смысле прикоснуться к экспонатам в специальных каталогах с выпуклыми иллюстрациями. Подобные вещи есть и в наших галереях, посвященных Египту и греческому Парфенону», – ­рассказывает менеджер музея по обслуживанию посетителей с ограниченными возможностями Джейн Сэмюэлс.

Раз в месяц в Британском музее организуют «туры на ощупь» для слабовидящих ценителей искусства.

Театральный музей Лондона, недавно ставший частью Музея Виктории и Альберта, предлагает слепым потрогать манекены в архивных теат­ральных костюмах и даже примерить некоторые из них на себя.

Необыкновенную свободу действий предоставляет слабовидящим и лондонский Музей Джеффри, или Музей дома. Раз в месяц таким ­посетителям выпадает шанс попасть в британские дома разных эпох, где можно не только ощупывать бытовую утварь, но и сидеть на старинных стульях. А также прохаживаться по викторианским комнатам, пить глинтвейн и есть кексы с начинкой из сухофруктов – все ради того, чтобы вдохнуть ароматы Рождества XIX века.

И если музеи с экспонатами многовековой давности все же ведут себя осторожно, то собрания современного искусства более открыты для людей с ограниченным восприятием.

Галерея Tate Modern организует часовые индивидуальные туры, во время которых незрячий человек может буквально прикоснуться к идеям, материалам и технике изобразительного искусства XX века. Ливерпульское отделение Tate особенно гордится «турами на ощупь» по той части музея, где представлены скульптуры Генри Мура. По словам сотрудников музея, его скульптуры «в высшей мере тактильны».

Провинциальные британские му­зеи не отстают от столичных. На­при­­мер, кембриджский Музей Фитц­уиль­яма предлагает тур «Воз­врат к чувствам», где под руководством опытного куратора можно притронуться к ряду экспонатов, ­включая недавно поступившие в коллекцию артефакты англосаксонской эпохи. А художественная галерея Вул­вер­хемп­тона создала выставку «При­кос­но­вение к скульптуре», где наря­ду с традиционными ­бронзовыми статуями представлены природные объекты, абстрактные инсталляции и текстильные изделия. Некоторые из них намеренно не закончены, чтобы раскрыть посетителям секреты создания статуй.

«Познавая эти скульптуры тем же путем, что и их творцы, посетители точнее понимают формы и их значение, а также использованные методы и материалы», – объясняют принципы восприятия в галерее ее кураторы.

Во многих британских кинотеатрах слабовидящие могут взять наушники и слушать описания происходящего на экране, не мешая остальным зрителям.

«Если я потерял зрение из-за пигментного ретинита, это вовсе не значит, что я потерял интерес к искус­ству, – говорит Кейт Хэттер из Вин­чес­­тера, который регулярно приезжа­ет на семинары для слепых в городской художественной галерее Саут­хемп­тона. – Идеи, воплощенные в искусстве, могут быть донесены через прикосновение и описание, особенно при помощи опытных и преданных своему делу кураторов».

Незрячий житель города Лин­коль­­на Марк Эллис предложил свои услуги гида местному дому-музею елизаветинской эпохи Даддингтон-холл. Сам слабовидящий, он разра­­бо­тал для таких же, как он, посе­ти­телей специальный «тур четырех чувств». Они рассматривают интерь­еры ­дома, слушают рассказ о его ис­тории, вдыхают ароматы цветов и трав в саду, могут потрогать мебель и скульптуры.

А упомянутый Британский коро­левский национальный институт слепых запустил в этом году новый проект: аудиосопровождение популярных фильмов Болливуда, ­причем как для британских, так и для ин­дий­ских зрителей. Описать в крас­ках динамичную и живую болливуд­скую мелодраму – это вам не за ка­кой-нибудь вялотекущей европейской семейной сагой следить. Но авторы проекта считают, что у них получится. С

Обсудить на сайте