Джон Хокинс: Что такое креативная экономика
Время креативности
Мы живем в необычное время. Кроме финансового и экономического спада мы переживаем энергетический, экологический и кризис доверия — кризис отношений между индивидами и индивидом и обществом. Я считаю, что нужно говорить о комплексе вопросов, связанных с тем, что люди чувствуют себя одинокими.
С этими проблемами могут помочь справиться философия, этика и теория креативной экономики.
Нужно быть самостоятельными
Практически во всех странах экономический фокус смещается с производства на сферу услуг. Сегодня в Западной Европе и Америке 60% населения работает в сфере услуг. Управляющая компания MacKenzie за последние годы дважды проводила исследование, показавшее, что в США и Великобритании в 45% случаев определяющим качеством работника является его способность принимать самостоятельные решения и действовать соответственно. Для недавно созданных рабочих этот же показатель мест в 2007 году составил 70%. Успех зависит от того, как работник будет использовать свои таланты и воображение. Общая стоимость авторских прав, патентов и торговых марок превышает ВВП России. Такой переход отмечается по всему миру, кроме беднейших регионов Центральной Африки, а также стран Ближнего Востока.
История вопроса
Для начала хочу немного рассказать о креативности — отправной точке всего процесса. Креативность стала проявляться уже 30-40 тысяч лет назад, когда люди начали украшать себя и разрисовывать тело, одежду и предметы исключительно по эстетическим и ритуальным соображениям, без практической пользы. Движущая сила креативности заключается в том, как люди продвигают и развивают свои идеи.
Три принципа креативности
Я сформулировал три принципа креативности. Первый — принцип универсальности: каждый человек с рождения обладает творческими способностями. Человек наделен воображением и желанием использовать его так, чтобы мир становился все совершеннее — то есть сделать мир таким, чтобы человеку хотелось в нем жить. Это, конечно, имеет отношение к нейробиологии, философии и психологии.
Второй принцип — для самовыражения необходима свобода. Я говорю о свободе определять собственное отношение к идее. Это свобода следовать за своей мечтой, за своей фантазией, даже если ни вы, ни окружающие не понимаете, зачем вы это делаете. Этот принцип действует и в обратную сторону: нужно с пониманием относиться к другим людям, которые пытаются реализовать свою мечту, а вы не понимаете, что они делают.
Третий принцип — чтобы преобразовать свободу в экономическую деятельность, нужны рынки и связи. Это позволяет человеку или компании проводить экономические операции. Как вы видите, этот принцип связан с вашим внутренним миром, но он напрямую связан и с вашим успехом или неудачей на рынке. Еще одна важная область, которую охватывает третий принцип, — интеллектуальная собственность. Авторское право, копирайт, имеет огромное значение для креативной экономики, это ее валюта.
Четыре принципа развития творчества
Я хочу предложить четыре принципа, взятые мной из экологии: они, как мне кажется, помогают понять, в каких условиях творческие способности развиваются наилучшим образом. Такие условия я называю «творческой экологией». Вот эти четыре фактора: разнообразие, изменчивость, обучаемость и адаптация. Почти все время я уделю обучаемости, но скажу несколько слов о разнообразии и изменчивости.
Высокий уровень разнообразия напрямую связан с высоким уровнем креативности и инновационности. Это этнические, культурные, половые различия, это различия в стилях, в убеждениях. Второй фактор — изменчивость. У изменчивости четыре измерения. Мимикрия — это когда вы видите, как кто-то, кем вы восхищаетесь, что-то делает, и вы повторяете это за ним. Симбиоз — объединение людей в группы и следование групповым моделям поведения. Сотрудничество — мы часто сознательно идем на него, чтобы делать что-нибудь эффективнее или быстрее. Конкуренция — еще один способ научиться чему-то у других. Сотрудничество становится все популярнее — это наиболее распространенный способ придумывать новые идеи.
Обучение и образование
Образование — это то, что мы получаем от других людей, обучение — то, что мы получаем сами. И опять-таки есть взаимосвязь между творческими способностями человека и его способностью учиться. Творческие люди продолжают учиться всю жизнь. Самое замечательное в обучении то, что оно аналоговое, а не цифровое. Другими словами, мы можем усваивать те кусочки информации, которые хотим усвоить. Биологическая эволюция не оставляет нам выбора. При обучении выбор за нами. Нам нужно выработать сознание, способное выносить суждение и учиться, а значит, и эффективнее пользоваться воображением. Встает вопрос: как стимулировать развитие творческой среды, в которой признают принцип универсальности, где созданы хорошие условия для обучения и для того, чтобы люди могли менять свое поведение, применяя полученные знания? Все наши действия должны соотноситься с моими тремя принципами, они должны быть психологически убедительными.