Лучшее за неделю
Наталья Конрадова
17 ноября 2009 г., 21:21

Бессмысленные задания на дом

Это нормально, что после шестичасового дня в школе ученики еще столько же времени проводят за выполнением домашних заданий? Все больше родителей думают, что их дети страдают зря
Читать на сайте

Лет 30 назад уроки тоже были необходимой частью всякого приличного детства. Я хорошо помню эти ежедневные унылые сидения за русским и математикой. А еще лучше помню мандраж моей мамы, которая страшно переживала за успеваемость. Несделанные уроки были редкостью и позором (из чего, правда, вовсе не следовали хорошие отметки). Семейные вечера то и дело посвящались решению очередных задач с дробями и скобками. Но, все-таки, в 1980-е «трава была зеленее» — кажется, никто не сидел за упражнениями целыми днями. А нынешние дети ведь сидят?

Я позвонила Наталье Астаховой — учителю английского с 30-летним стажем. Наталья Львовна думает, что сейчас в школе учиться гораздо тяжелее. Предметов стало больше, требования — выше. Хотя каждый учитель старается оставлять на дом минимум, в сумме ученик все равно получает длинный список заданий: «Я даю два-три упражнения, в которых нужно только вставить слова. Но еще есть устные задания. И новые слова надо учить каждый день. И неправильные глаголы. А тут еще и ЕГЭ». В общем, особенных перспектив не видно: предметов так и будет все больше с каждым годом, времени — все меньше.

Я наивно думала, что этой проблемой мучаются только родители русских школьников — мол, наследие старых методик, несовершенство системы и так далее. Но сегодня «худшая мать Америки» опубликовала в своем блоге пост об американских школьниках. Выяснилось, что они тоже страшно мучаются. «Меня уже тошнит от того, что школьный день растягивается до бесконечности, съедая даже воскресенье», — пишет Ленор Скинази.

Правда, американские родители не ограничиваются жалобами в блогах. Сара Беннетт написала книгу «Дело против домашних заданий: как домашние задания заставляют детей страдать и что родители могут с этим сделать» и ведет блог Stop Homework, куда собирает истории про успешную борьбу с «домашкой» по всей стране. Вчера в нем опубликовано письмо ученицы 10-го класса частной школы в Нью-Йорке. Она решила бросить школу из-за обилия домашних заданий, на которые ежедневно уходило по шесть часов.

«После первых же недель 10-го класса мои силы уже были на исходе из-за огромного количества бессмысленных домашних заданий... Я была вынуждена бросить занятия музыкой — впервые за восемь лет, — пишет девушка. — Я чувствую, что мое любопытство и желание учиться постепенно исчезают, когда я трачу время на задания, которые как будто специально для этого и придуманы — чтобы тратить время. Я ужасно расстроена и разочарована тем, что школа, в которую я попала, так сильно отличается от школы, в которую я так хотела попасть».

Может ли оценить ученик «осмысленность» заданий, которые ему даются? Так и хочется списать эту историю на лень, нерадивость или отсутствие мотиваций. Но вопрос, зачем школьнику нужны домашние задания, прямо связан с вопросом, зачем дети вообще учатся в школе. И, естественно, с тем, какую именно школу мы выбираем. Например, задача обретения простейших социальных навыков и минимального набора общих для всей нации знаний решается в обычной районной школе. В ней будет много домашних заданий, но если их не делать, никто и не заметит. Подготовкой в вуз и полноценной загрузкой мозга занимаются традиционные спецшколы. В них придется дневать и ночевать с нерешенными задачами уровня мехмата, но это обычно и называется «хорошее образование». Можно выбрать частные экспериментальные школы, где может и вовсе не быть домашних заданий, но вся ответственность за результат останется на родителях. Ну и так далее — список не исчерпан.

А девушка из Нью-Йорка еще не решила что делать — искать школу получше или перейти на домашнее обучение.

Хотя и в Америке, и в России не так просто повлиять на образование, движение против домашних заданий будет только расти. За это время каждый успеет определиться.

А что бы вы стали делать — протестовать против перегрузки или подыскивать другую школу?

Обсудить на сайте