Лучшее за неделю
Станислав Гроф
20 ноября 2009 г., 22:30

Станислав Гроф: Революция сознания и ее последствия

Читать на сайте

This browser does not support the video element.

Лекция

Необычные состояния сознания

Около 50 лет я посвятил изучению необычных состояний сознания, возникающих в экстраординарных ситуациях, таких как участие в шаманских ритуалах и спиритических сеансах, при лечении в психиатрической клинике, приеме психоделических веществ, околосмертных переживаниях. Подобные состояния называются холотропными («холос» означает «целый», «трепейн» — движение в определенном направлении).

Я сам испытывал такие состояния, когда добровольно участвовал в психоделическом сеансе, будучи начинающим психиатром в Праге. Подвергшись одновременному воздействию ЛСД и cвета стробоскопической лампы, я полностью утратил связь с моим телом; мое сознание, выйдя из своих границ, словно двигалось вокруг тела. И я вдруг понял, что то, чему меня учили в университете, что сознание магически возникает из нейрофизиологических процессов мозга, оказалось неверным. Сознание показалось мне более фундаментальным, схожим с тем, что описывается в восточной философии.

Изменение представления о сознании

В западной психологии есть понятие «карты психики», которая ограничивается постнатальной биографией и фрейдистским индивидуальным бессознательным. Это понятие ввели психологи, которым была неинтересна tabula rasa новорожденного. Но потом ученые заметили, что психика человека не умещается в рамках фрейдизма, и они стали обращаться к ощущениям рождающегося человека. Сильные эмоции при рождении — это также проявление духовного откровения; для новорожденного свет родильной операционной является символом духовного света.

Трансперсональная психология

Познавая процессы рождения, мы вышли за их пределы и подошли к трансперсональной психологии, описывающей состояния, когда сознание человека переходит границы своего тела и индивидуум отождествляет себя с другим человеком, с группой людей, животным или явлением природы. Самое поразительное, что человек не увидел переживаемые им события когда-то по телевизору и не прочитал о них в книгах — он на самом деле полностью отождествляет себя с объектом природы. Например, если телесный образ человека приобретает вид орла, то он и наблюдает мир глазами этой птицы, его зрение соответствует оптической системе этой птицы. Таким образом мы можем узнать мир лучше, чем при просмотре канала Discovery.

Возможность переступать границы времени — еще одно открытие трансперсональной психологии. Человек может не только вспомнить впечатления из раннего детства, но даже собственное рождение, пренатальную жизнь и опыт предков. Корни фобий, депрессии, астмы, по-видимому, лежат в этой области впечатлений, и события текущей жизни могут лишь обрисовать общие контуры этих патологий, скрывая истинную их причину.

Базовые перинатальные матрицы

Эмоции, связанные с переживанием различных этапов родов, являются базовыми перинатальными матрицами. Первая матрица — ребенок еще находится в утробе. Вторая — матка сокращается и стискивает ребенка. Третья — шейка матки раскрывается, и ребенок с усилием продвигается по родовому каналу. Четвертая матрица — ребенок появляется на свет. Типичный психосоматический симптом будет привязан к одному из этих этапов. Например, клаустрофобия явно относится ко второй перинатальной матрице.

У психосоматических симптомов могут быть и более глубокие корни, уходящие на трансперсональный уровень, касающийся опыта предыдущей жизни. Так, глубинной причиной бронхиальной астмы может оказаться внешнее воздействие в прошлой жизни человека, например повешение.

Холотропная техника как метод познания

Для выявления этих причин и предназначена техника холотропного дыхания, которую разработали мы с женой. На наших сеансах применяется метод учащенного дыхания, мы используем музыку, вызывающую воспоминания. Люди работают в группах и делятся переживаниями, изображая их графически.

Наблюдения за людьми на таких сеансах подрывают материалистические представления о сознании как о продукте мозга. Ведь есть люди, которые помнят о событиях, происходивших во время их клинической смерти за тысячу миль от здания больницы. Факт этих событий подтверждается другими, «живыми» свидетелями.

Буддийские символы

Духовные наставники буддистов говорят, что для достижения истинного внутреннего спокойствия необходимо пройти через мощную трансформацию. На одной тибетской танке изображено колесо, разделенное на шесть частей, символизирующих разные миры, в которых человек может рождаться заново: мир богов, мир титанов, борющихся с богами, мир голодных духов, мир диких животных, мир людей и ад. Элементы этих миров можно найти в повседневной жизни. В центре танки помещены причины человеческих бед в символическом виде: свинья (невежество), змея (агрессия), петух (алчность). Смысл картины состоит в том, что достичь нирваны можно только преодолев собственные невежество, агрессию и алчность.

Холотропные состояния можно использовать для решения этих проблем. Невежество преодолевается, когда человек узнает о далеких событиях, негативно повлиявших на всю его последующую жизнь, — например, о родовой психологической травме. А агрессия, вроде бы связанная со страданиями, которые причинили человеку в детстве, оказывается следствием воздействий на перинатальном уровне. Человек, анализируя себя таким образом, проходит через психодуховное перерождение и освобождается от накопленной злости, становясь более умиротворенным.

Духовность и экология взаимосвязаны

Человек во время инкарнации теряет связь с тем, что он есть на самом деле, со своим божественным «я». Пока он думает о себе как о материальном, ньютоновском теле, он не сможет полностью восстановить связь со своей духовной сущностью. Единственный способ достичь этого — пройти через холотропные состояния, в которых можно ощутить свою божественную природу.

Люди, прошедшие через трансперсональный опыт, воплощаясь в другие существа, более бережно заботятся об окружающем мире. Им будет проще создавать законы, которые защищали бы жизнь на планете и устранили силу как средство разрешения конфликтов.

Вопросы и мнения

Гость клуба

— Есть ли ограничения для применения холотропного дыхания?

Гость клуба

— Есть ли статистика влияния холотропного дыхания на раковых больных?

Гость клуба

— Бывали ли случаи невозвращения людей из этого состояния, как это бывает при приеме ЛСД?

Гость клуба

— Выясняете ли вы у людей, с какими проблемами они приходят на холотропные тренинги? Ведется ли какой-то мониторинг того, что происходит с людьми потом, что меняется в их жизни? И есть ли какие-то яркие примеры, как эта практика изменила жизнь человека?

Модератор Анна Качуровская

— Вы очень хорошо объяснили четырехступенчатую матрицу при рождении. А что происходит с человеком, если он родился при помощи кесарева сечения?

Гость клуба

— Вы говорили об ЛСД как о возможности получить духовный опыт. Сталкивались ли вы с ситуациями, когда другие наркотики использовались для того, чтобы получить мистический опыт?

Самвел Аветисян, член клуба «Сноб»

— Можно ли для изучения сознания использовать алкоголь?

Гость клуба

— Наблюдали ли вы близнецов, возможно, они переживают меньшие травмы при рождении?

Гость клуба

— Можем ли мы назвать холотропное состояние наркотическим «трипом»?

Андрей Макаревич, член клуба

— Сходен ли эффект холотропного дыхания с тем, что происходит с фридайверами, то есть бывает ли гипервентиляция легких в результате перенасыщения крови кислородом?

Гость клуба

— Вы вегетарианец?

Гость клуба

— Кем был Кастанеда?

Обсудить на сайте