Бремли Лингдо: Как жить сегодня, чтобы было завтра
Взаимосвязь экологии и экономики
Я родом из индийского штата Мегхалая. Это место с самым высоким уровнем осадков на земле — до 15 метров в год. Но оно превратилось в пустыню из-за гибели лесов и вымывания почвы. Каждую весну почти все реки пересыхают, и женщинам приходится километры идти за питьевой водой. Какая злая ирония — искать воду в самом дождливом месте на земле.
Компания Worldview Impact — проект, созданный на основании общественной инициативы, — участвует в движении по созданию «зеленого пояса» Земли.
Мы поставили перед собой три задачи: достижение экономической, экологической и социальной устойчивости. Мы стремимся реагировать на изменение климата, сажая новые деревья, устанавливая ветрогенераторы, разведывая новые источники воды, занимаясь органическим сельским хозяйством, создавая «зеленые» рабочие места, заботясь об устойчивом уровне жизни. Для этого мы стимулируем экономическое развитие на нулевом уровне и так исполняем свою социальную миссию — боремся с бедностью.
Главный наш тезис — нельзя делать бизнес на мертвой планете, поэтому нам нужно изменить обычный способ ведения дел.
Устойчивое развитие
Все больше корпораций начинают отчитываться о том, что они делают для устойчивого развития; многие даже вводят должность вице-президента, курирующего данное направление, хотя он очень часто никак не влияет на решения совета директоров. В компаниях открываются отделы социальной ответственности, но с началом финансового кризиса большинство работавших в них людей уволили, потому что эту сферу посчитали неважной. Какая может быть благотворительность, когда приходится увольнять людей из-за кризиса? Тем не менее корпорации вынуждены считаться с концепцией устойчивости.
Три принципа устойчивого развития — достижение экономической, экологической и социальной устойчивости — можно представить как три стрелы, которые нужно пустить в одну цель — зеленый и устойчивый мир.
«Зеленые» и социальные проблемы
Во многих государственных планах по экологическому развитию социальные вопросы не рассматриваются. Мы пытаемся одновременно решать социальные и экологические задачи. Для этого мы запустили небольшой пилотный проект в Азии, который затем планируем развернуть в Латинской Америке: мы сажаем деревья в засушливых районах, выращивая рядом сразу нескольких культур, причем без использования удобрений. Это ощутимо меняет экологию: если сажать деревья в засушливых районах, то там благодаря палой листве почва снова становится плодородной; деревья впитывают грунтовые воды и экологическая цепочка начинает работать. Для посадки деревьев мы привлекаем местное население, решая таким образом проблемы безработицы.
Каучуковый проект
Наш план — извлечь прибыль из механизма образования углерода. Если ООН признает, что наш проект по разведению леса сокращает выделение углекислого газа на планете, то мы сможем получить причитающиеся в таком случае выплаты за переработку углекислого газа. Если удастся доказать, что миллион деревьев «съедает» миллион тонн углекислого газа, то, учитывая, что сейчас за тонну платят 10 евро, это принесет 10 миллионов евро прибыли странам, которые заботятся об устойчивом развитии.
Первый проект мы организовали в Шри-Ланке. Недавно там закончилась гражданская война, и мы надеемся привлечь людей к деятельности, которая помогла бы устранить последствия конфликта. Правительство этой страны дало нам 400 гектаров «деградировавшей земли», где можно посадить 2 миллиона каучуковых деревьев и создать почти 10 тысяч рабочих мест, по большей части для местных женщин. Мы стремились к тому, чтобы создать коммерчески успешный проект, чтобы женщины получили работу и отдали детей в школы. Подобный проект реализован и в Индии.
Социальная польза
Чтобы получить каучук, необходимо очистить землю, сделать компост, посадить деревья. Так решается наша вторая задача — создаются новые рабочие места. В Шри-Ланке, например, занято около 200 человек, что в итоге дает эффект для 1000 человек (один работающий на семью из пяти человек). Помимо этого, мы учим местное население заботиться о деревьях, предупреждать лесные пожары. Важно также делиться с работниками прибылью: все работающие женщины будут акционерами предприятия, а не наемными рабочими.
Проекты, которые только начинаются в Индии, Шри-Ланке, Мексике, Бразилии, Гане, Того, очень невелики. Наша цель — охватить такими проектами весь мир, а значит, создать миллионы рабочих мест. Обама говорил о миллионе рабочих мест, необходимых для оживления Америки, и я думаю, что многие из них появятся в сферах озеленения, возобновляемой энергии, сельского хозяйства, водных ресурсов.
«Зеленое» будущее мира
Я хочу улучшить ситуацию и в России. Я знаю, что в Перми есть технический университет, где изучают проектирование, аэрокосмические дисциплины. Было бы здорово организовать при университете центр, где студенты обучались бы устойчивому развитию. Тогда это знание придет и в Россию, и мы сможем создавать «зеленые» рабочие места, ухаживать за лесами и водными ресурсами, использовать чистую энергию и чистые технологии, а в конечном итоге произвести «зеленую» революцию во всей России.