Ольга Алексеева: А я сделала журнал о благотворительности
Я давно состою в редакционном совете журнала Alliance — крупнейшего в мире издания о филантропии. Каждый член совета отвечает за какой-то конкретный номер. В этот раз я занималась декабрьским и с удовольствием вспомнила годы своей журналистской юности. С тех пор я много всего писала, но практически не брала интервью, так что было интересно вновь в это погрузиться.
В результате в номере получилось целых три интервью членов клуба «Сноб»: Чулпан Хаматовой, Ольги Куриленко и Ирины Прохоровой. Основной темой была благотворительность в развивающихся странах: какие ценности у людей, которые там ею занимаются, чего они хотят добиться, чем эта ситуация отличается от западной и т. д. Чулпан рассказала об особенностях благотворительности в России, Ирина — о том, почему фонд Прохорова занимается именно развитием культуры в регионах, а не поддержкой больниц и детских домов; Ольга — о ее первых благотворительных акциях для родного Бердянска.
По случаю выхода этого номера в Baker & McKinsey в Сити состоялся круглый стол, где я была модератором. Мы говорили, что существенно меняется экономический расклад: доминировать будет Китай, и важно понять, какие ценности он станет продвигать. Эта новая ситуация окажет свое влияние и на благотворительность. Сейчас самые крупные благотворители — в США, остальные страны следуют с огромным отрывом. Эта ситуация тоже будет меняться.
Мы коснулись и темы социальной ответственности корпораций. В Азии или Латинской Америке, куда я теперь часто езжу, мне говорят так: западные компании могут себе позволить социальную ответственность, потому что они уже хорошо заработали во времена дикого капитализма. А на Востоке корпоративная социальная ответственность может привести к конфликту интересов и нечестной конкуренции. Например, как рассказали мне в Китае, если они будут платить высокие зарплаты на фабриках, давать своим работникам медицинские страховки и т. д., то продукция вырастет в цене и не будет конкурентоспособной. Но, на мой взгляд, у Китая все равно есть довольно большое преимущество: он может учитывать опыт Запада и учиться на его ошибках, налаживать прибыльный бизнес ответственно. На самом деле Китай так уже и делает. К примеру, он сейчас активно вкладывает в энергосберегающие технологии. В Индии происходит то же самое.
Еще интересно было услышать разные мнения, как доноры относятся к внедрению в благотворительность тех же принципов, по которым работает бизнес. В Юго-Восточной Азии это активно поддерживают. А в других развивающихся странах — нет, потому что к бизнесу там многие относятся не как к магической силе, которая решает все проблемы, и не как к образцу эффективности, а как к синониму коррупции и эксплуатации.
В общем, я думаю, и номер, и круглый стол удались. Мы хотели, чтобы люди начали задумываться о своем месте в мире и не сводили благотворительность только к подаркам.