Александр Скляр: А я испытал культурный шок!
Я только что вернулся из Зальцбурга, где снимал несколько сюжетов для Первого канала. Среди прочих — сюжет о Моцарте. В городе есть два музея, посвященных Моцарту: дом-музей, в котором композитор родился и провел первые шесть лет жизни, и другой дом, куда семья переехала и где жила до отъезда Моцарта в Вену. А на центральной площади стоит очень красивый памятник Моцарту, чем-то немного напоминающий памятник Пушкину в Москве по общей своей концепции.
Но что меня поразило. Относительно недавно в исторической части Зальцбурга был установлен еще один памятник композитору. Это какая-то уродливая фигура, диспропорциональная, без одной руки, с женской грудью, с выпученными глазами, как при базедовой болезни. И внизу, чтобы ни у кого не возникало сомнений, подпись — «Моцарт».
Что удивительно: несмотря на то что общественность Зальцбурга возмущена этой скульптурой (люди устраивали демонстрации, обливали памятник краской, посыпали перьями...), памятник не убрали, и он до сих пор стоит всего в километре от классической статуи.
Но еще больше меня поразила другая история. Автор памятника скульптор Маркус Люперц — немец. И в Германии установлен очень похожий памятник, только с чуть измененной головой. Однако изображает он не Моцарта, а Юдифь. В точности такой же памятник! Это значит, что в больном сознании скульптора Моцарт и Юдифь сплелись в одно!
Мне кажется, это просто глумление над памятью великого композитора. Какие силы стоят за решением оставить памятник, несмотря на протесты и возмущение граждан, я не знаю, но считаю своим моральным долгом привлечь внимание «снобов» и вообще всех, до кого история дойдет, к этой скульптуре!