Лучшее за неделю
Наталья Конрадова
6 января 2010 г., 10:00

Папа, что это было?

Читать на сайте

Громкие события, связанные с детьми, непременно погружают читателя в страх, ужас и болезненное желание немедленно забыть все прочитанное. Один умер, другого изнасиловали, третий изменился до неузнаваемости. Конечно, в поддержании нашей нервной системы в постоянном напряжении заключается природа СМИ. Но в нашем случае дело еще и в другом. Рождение и воспитание детей требует уверенности, что фундаментальные правила жизни все еще действуют, что Волга впадает в Каспийское море, люди делятся на мужчин и женщин, а убивать — это плохо. Однако реальность то и дело вызывающе не соответствует нашим представлениям о ней. Мальчики могут запросто оказаться девочками, убийство — врачебной процедурой, а роды — преступлением. Пока радует только Волга.

***

12 сентября Элтон Джон во время поездки на Украину (город Макеевка, Донецкая область) по делам своего благотворительного фонда захотел усыновить годовалого ВИЧ-инфицированного мальчика Льва. «Он украл мое сердце», — повторяли мировые газеты слова Элтона Джона. Мысль об усыновлении впервые пришла ему в голову. И хотя около десятка мировых звезд исправно пополняют свои семьи детьми из стран третьего мира, еще никто из знаменитых геев такого не делал. Украина, естественно, не стремится стать первой на этом поприще. В усыновлении Элтону Джону отказали. Для чего нашлись специальные законы: разница между приемными родителями и детьми должна быть не больше 45 лет, а родители должны состоять в браке. Оба пункта, очевидно, нуждаются в модернизации: люди давно научились рожать после 45 лет и не считать зарегистрированный брак гарантом нравственности. Элтон Джон даже собирался добиться изменения украинского закона. Но ему пришлось удовлетвориться материальной поддержкой мальчика Льва. К тому же, довольно скоро после его визита в Макеевку объявилась родная мама Льва, 25-летняя хроническая алкоголичка Марина. Которая сказала, что, во-первых, ни за что не отдаст «своего» ребенка Элтону Джону, а во-вторых, больше никогда не бросит мальчика Льва.

Фото: AFP/EastNews

***

В мае Наталья Зарубина отсудила у португальской семьи опекунов свою биологическую дочь Сандру. «Я детей рожаю не для того, чтобы ходить и раздавать», — сказала Наталья. Зарубины вернулись на родину, в село Пречистое Ярославской области. Там за дело взялись местные службы опеки — они пытались отобрать родительские права у матери, которая оказалась алкоголичкой, без каких-либо признаков озабоченности жизнью Сандры и без средств к существованию. Но суд снова решил вопрос в пользу Натальи Зарубиной: она — родная мать. Сообщество блогеров отреагировало на новость однозначно: девочка, которая благодаря приемным родителям получила шанс зажить нормальной жизнью, моментально потеряла его из-за немотивированного решения португальского суда. «Биологические» аргументы не должны быть решающими, а приемные родители могут быть лучше родных.

Фото: ИТАР-ТАСС

***

26 января Надя Сулеман родила восьмерых детей. Пресса радовалась успехам экстракорпорального оплодотворения и удивлялась смелости Нади. Спустя 10 дней Надя сказала в интервью, что держит каждого ребенка по 45 минут в день, а самого слабого — и того больше. Но потом выяснилось, что у «октомамы» уже есть шесть детей от предыдущих сеансов ЭКО. А главное — вместе теперь уже c четырнадцатью детьми она живет на скудные средства своих родителей. Отец вынужден зарабатывать, а мать помогает дочери растить младенцев и довольно критично относится к причудам Нади (заметим, единственного ребенка в семье). Отношение к Наде Сулеман резко поменялось: рождение детей стало восприниматься как следствие безответственности и чуть ли не душевной болезни. Америка обсуждала ее право рожать детей и обязанности перед обществом, которому приходится оплачивать их содержание. По итогам года, опубликованным компанией Google, запрос «Nadya Suleman» входит в десятку самых популярных среди новостей. А газета The New York Times включает слово octomam в шорт-лист слов года. Заработав себе имя в прессе, Надя Сулеман заключила договор на участие своих детей в телешоу.

Фото: Getty Images/Fotobank

***

В сентябре Кристина Орбакайте и Руслан Байсаров делили сына. Испугавшись, что Орбакайте оставит Дени в Америке, Байсаров, лишенный права въезда в США, забрал сына в Чечню на каникулы. А чеченская бабушка Кайфират Байсарова подала в суд Грозного с просьбой определить место жительства внука с ней. Последовала череда встречных заявлений и судебных разбирательств. В октябре супруги, наконец, договорились: на время гастролей Дени остается с отцом, а все остальное время живет с матерью. Всем заметно полегчало. Однако главная тема этого сюжета остается актуальной и обсуждается до сих пор. По чеченской традиции, мальчики после 12 лет воспитываются мужчинами. По советским феминистским законам, ребенок, наоборот, почти всегда оставался с матерью. Однако сейчас бесправность отцов во всем мире подвергается пересмотру. Так модернизация случайно сыграла на руку традиции.

Фото: РИА Новости

***

15 ноября закончилась история «Малыша РБ». С трех недель малыш с редким неизлечимым заболеванием был подключен к системам жизнеобеспечения и весь год своей жизни провел в больнице. Врачи были уверены в его близкой смерти и предлагали отключить системы. Согласная с врачами мать и уверенный в жизнеспособности ребенка отец не смогли договориться и обратились в Верховный суд Великобритании. Верховный суд решил в «пользу» матери, и 15 ноября системы были отключены. Мир так и не смог договориться, стоило ли продолжать поддерживать жизнь ребенка или его безболезненный уход был единственно правильным решением.

***

Летом 12-летний британский мальчик решил сменить пол. Он договорился со своими родителями, проконсультировался с врачами и начал прием гормонов. А в сентябре пришел в школу в юбке и с косичками, рассчитывая, что его не узнают. Но ошибся: одноклассники вычислили уже почти бывшего мальчика и начали травлю. Иллюстрация новой для человечества проблемы «третьего пола» началась с экстренного собрания учеников и родителей. В результате полиции пришлось взять семью под свою защиту — одноклассники не смогли принять новую «девочку», а их родители были возмущены, что столь юные создания вынуждены узнавать слишком много нового. Того, что и сами родители еще не вполне понимают. Главный вопрос, который обсуждали в связи с этой историей: может ли 12-летний человек достоверно знать, какого пола он хочет быть, и стоит ли давать ему право принимать такое решение?

***

Было в прошлом году еще много разных новостей про скандальные разводы, нелегальные усыновления, педофилию и бунтующих школьников. И хотя мир меняется каждый день, он умудряется оставаться все тем же. Лучшее, конечно, впереди.

Обсудить на сайте