Лучшее за неделю
Ксения Чудинова
11 января 2010 г., 15:15

Эдуард Бояков поставил рождественскую сказку

Читать на сайте

Эдуард Бояков, постоянный куратор детского театрального фестиваля «Большая перемена», продолжает осваивать детскую тему. На этот раз выбор пал на небольшой рассказ Линор Горалик о маленькой девочке Агате, которую родители в cочельник оставляют дома одну. Дом — обычная квартира в пятиэтажке. Агате скучно. И она начинает играть: то прислоняется лбом к батарее до тех пор, пока не станет нестерпимо горячо, то резко встает и прислоняется лбом к холодной оконной раме. У нее кружится голова, становится легко и немножко весело. В окно она видит лес. Темный, пугающий, в который строго-настрого запрещено ходить одной. Внезапно она решает выйти на улицу, дойти до леса, сделать ровно сто шагов вглубь и вернуться назад. На сотом шаге она проваливается в расселину и случайно ловит там за хвост мокрого грязного бесенка. С этого момента начинаются, а скорее, продолжаются приключения Агаты.

Бесенок летит с Агатой к своему отцу. Тот решает поиграть с ней в ладоши, от чего девочке становится нестерпимо весело и хорошо. С каждым ударом темп убыстряется, перед ней встают видения из ее прошлой жизни, когда она вела себя неправильно: врала, брала чужое, уходила без спросу. Но неожиданно все это кажется ей правильным. Она видит не свои былые промахи, а свою ловкость, ум, изворотливость. Бесу нравится Агата, и он решает подарить ей колечко. Агата берет подарок, возвращается домой и заболевает. Все ее существо мечтает вернуться к Бесу и поиграть с ним еще раз. Вернется ли Агата к Бесу, отдаст ли обратно подарок?

Спектакль уже показывали в Перми 24 декабря. Предполагалось, что играть по очереди будут Алена Котова и Алиса Хазанова. Однако московские спектакли Бояков решил пока отдать Алисе Хазановой: «Она сама мама, она чувствует, как надо рассказывать детям, и проживает жизнь как ребенка, так и взрослого на сцене. Позже мы обязательно покажем спектакль с участием Алены Котовой».

This browser does not support the video element.

Алиса Хазанова рассказывает, что перед тем, как начать репетировать, прочитала сказку детям: «Старшая дочь, которой сейчас семь лет, слушала внимательно, ей было крайне интересно, чем дело закончится. Разумеется, не все было понятно. Но это и хорошо, это оставляет пространство родителям, чтобы мы могли объяснить важные вещи, проговорить базовые понятия, прожить с детьми общую историю».

Линор Горалик написала сказку в прошлое Рождество. Текст невероятно простой, и в этом его главный секрет. За нехитрыми фразами прячется многослойность смыслов, которая дает возможность Алисе Хазановой каждый раз играть новую историю. «Главный герой сказки — текст, — говорит актриса, — и за этим текстом можно как спрятаться, так и вознестись, поэтому каждый следующий спектакль не похож на предыдущий, поэтому каждый раз получается иначе».

Это первый совместный опыт постановки Эдуарда Боякова и Филиппа Григорьяна. Обязанности распределили так: Бояков отвечает за текст и актерскую игру, Григорьян — за сценографию (декорации, костюмы, видео и пластический образ спектакля). Результат потрясающий. Григорьян вместе с художником Галей Солодовниковой, которая уже работала с ним над спектаклем «Чукчи», создали похожий на мираж мир, где по деревьям ползают огромные драконы, из ниоткуда налетает снежная метель, а сама Алиса временами превращается в пышный цветок. Над видео работали ребята из Russian Visual Artists United.

На вопрос, почему и зачем в репертуаре появился этот спектакль, Эдуард Бояков отвечает просто: «Мы много лет мечтали сделать современный спектакль по тексту современного автора для самой прекрасной аудитории любого театра. Самая прекрасная аудитория — это зрительный зал, наполовину заполненный взрослыми, наполовину — детьми. «Агата...» — это сильный текст про вину, про грех, про смерть. И, конечно, нужно готовить ребенка. Да и взрослых надо готовить — все мы боимся смерти, вины, греха».

This browser does not support the video element.

Ксения Чудинова

Обсудить на сайте