Лучшее за неделю
Наталья Мухина
22 января 2010 г., 19:00

Следующая остановка — «Европа»

На парижской станции метро «Европа» проходит выставка видеоарта. Но торопящиеся по своим делам парижане ее практически не замечают
Читать на сайте

До «Европы» в Париже можно добраться по третьей линии метро. Именно эту остановку дирекция парижского метрополитена RATP вместе с бразильским фестивалем Inter-Cambio выбрала для организации видеоинсталляции Projections («Проекции»). Плазменные экраны, установленные вдоль перрона, с пяти утра до часу ночи нон-стоп прокручивают видеоролики 15 художников и фотографов из разных уголков Европы. Объединяющий принцип довольно прост: Европа глазами европейцев.

Под гул поездов, на кафельных стенах метро видеоролики, полные юмора, одиночества, сарказма или вызова нудной действительности, воспринимаются иначе, чем в обычном выставочном пространстве.

Так, двухминутный статичный автопортрет сербского специалиста по новым технологиям Миодрага Кркобабича (Miodrag Krkobabic), озабоченного вопросами индивидуальности в современном обществе, больше всего напоминает плакат «их разыскивает милиция».

А видео Love us or die чешского режиссера Ярослава Киша, в котором на Красной площади один из участников демонстрации несколько минут пытается вступить в почти интимные отношения с российским флагом, вызвало в моей душе в этом парижском подземелье целую бурю разнообразных эмоций.

This browser does not support the video element.

Болгарин Иван Мудов, переодевшись в регулировщика, самовольно руководит движением до тех пор, пока не приезжает самая настоящая милиция.

Фото предоставлено пресс-службой RATP

Словачка Катарина Патрасова (Katarina Patrasova) помыла тряпкой и мылом все памятники культуры, вплоть до зданий министерств и парламента Братиславы. А испанка Сара Рамо (Sara Ramo) сама помылась в тазиках.

This browser does not support the video element.

Я также мысленно сроднилась со словачкой Яной Капеловой (Jana Kapelova), идущей прямо посреди запруженного машинами шоссе: так она протестует против «агрессивности окружающего мира».

This browser does not support the video element.

Заворожил меня фильм «Ощущение шага» алжирца Фейсаля Багриша (Fayçal Baghriche), где автор видео идет сквозь толпу движущихся назад прохожих.

This browser does not support the video element.

Стоя на полупустом перроне, я как-то по-особому прониклась поэтической инсталляцией бразильца Нино Каиша (Nino Cais): на фоне океана одинокий романтический силуэт человека, стоящего ногами в ...тазике. Успокаивающий шум волн в сочетании с гулом поездов создавал ощущение абсурда происходящего.

Фото предоставлено пресс-службой RATP

Наверное, едущие с работы парижане воспринимали меня примерно как бразильца в тазике посреди океана — таких, как я, добросовестно просматривавших все 15 роликов, больше не было. Похоже, что видеоинсталляции не привлекают особого внимания пассажиров. В будничной суете, как правило, их не замечают вовсе. В лучшем случае разглядывают несколько секунд: поезда ходят часто, в промежутках не успеваешь досмотреть ролик до конца.

This browser does not support the video element.

Но хотя Projections и не заставляют задуматься о глобальных вопросах, будоражащих европейцев, эта видеовыставка хотя бы скрашивает усталым пассажирам серые метрополитеновские будни. И делает из парижского метро небольшое окошко в другую Европу.

Выставка продлится на станции «Европа» до 2 апреля, а затем отправится в путешествие по настоящей Европе: Испании, Румынии, Словакии, Чехии, Португалии. А оттуда — в Бразилию.

Обсудить на сайте