Лучшее за неделю
Артем Оганов
26 января 2010 г., 14:55

Артем Оганов: Разве казнь — это эффективно?

Читать на сайте

Приведен в исполнение смертный приговор ближайшему соратнику бывшего иракского диктатора Саддама Хусейна Али Хасану аль-Маджиду: он был повешен в понедельник утром в Багдаде.

Специальный трибунал четыре раза выносил смертный приговор 68-летнему генералу, приходящемуся двоюродным братом Хусейну. В годы правления Саддама аль-Маджид занимал высшие государственные посты: начальника разведки, главы министерств обороны и внутренних дел, на которых и совершал деяния, признанные судом преступлениями против человечества.

Последний приговор был вынесен 17 января. Главным пунктом обвинения стало применение химического оружия в отношении мирного населения курдского городка Халабджи на севере Ирака в марте 1988 года. По приказу аль-Маджида на поселение были сброшены бомбы с нервно-паралитическим газом. В результате бомбардировки погибло около 5 тысяч человек, еще 10 тысяч пострадали. Именно после этого преступления аль-Маджид получил прозвище Химический Али.

Ранее аль-Маджиду выносили смертные приговоры за проведение военной операции против курдов с февраля по август 1988 года, за подавление шиитского восстания в 1991 году, а также за причастность к убийствам мусульман-шиитов в 1999-м. Генерал был арестован в августе 2003 года, спустя пять месяцев после вторжения в Ирак американских войск. Напомним, что сам Саддам Хусейн был казнен в декабре 2006 года.

Приведение приговора в исполнение приветствовали как власти Ирака, так и жертвы преступлений аль-Маджида. Премьер-министр страны Нури аль-Малики заявил, что «правосудие над одним из самых жестоких деятелей предыдущего режима свершилось». По его словам, Химический Али виновен в разрушении целых городов и появлении братских могил по всему Ираку.

Курдская беженка, а теперь правозащитница Фрешта Рапер рассказала о том, что ждала казни Химического Али 22 года, с того дня, как атака на Халабджу унесла жизни 21 члена ее семьи. Активистка движения за права курдских женщин Ширин Камаль отметила необходимость исполнения приговора, пусть и спустя годы после совершения преступлений: «Лучше поздно, чем никогда».

Обсудить на сайте