Лучшее за неделю
Сергей Ефременко
2 марта 2010 г., 16:13

Случай Попкова

Читать на сайте
Zed Nelson / INSTITUTE

Судебный процесс, подготовка к которому заняла около полутора лет, начался и одновременно закончился вполне сенсационно. На следующий день после начала слушаний в Высоком суде Лондона стороны абсолютно неожиданно пошли на мировую. Иск главы компании i-CD Publishing Алистера Кроуфорда на сотни миллионов долларов к своему бывшему сотруднику Альберту Попкову, создателю сети Odnoklassniki.ru, был отозван, а слушания прекращены по обоюдному согласию сторон.

Большинство из тех, кто наблюдал за этим конфликтом, рассчитывали стать свидетелями долгого и кровопролитного поединка, в котором может быть лишь один победитель: Попков или Кроуфорд. Но когда «зрители» устроились поудобнее и уже приготовились созерцать долгожданный поединок, им неожиданно объ­яви­ли, что бой не состоится, поскольку у соперников больше нет друг к другу никаких претензий.

Как случилось, что люди, которые еще вчера были непримиримыми врагами и два года обменивались исками, смогли договориться за одну ночь? Почему двое целеустремленных мужчин, не привыкших пасовать перед сложностями, решили сложить оружие – при том что каждый был уверен в своей правоте, а в случае победы мог бы получить с противника немалые деньги?

Похоронное бюро этажом ниже

Подробности условий трудового договора Альберта Попкова – в нарушении которых обвинял его Кроуфорд – вряд ли могут представлять интерес для кого-либо, кроме практикующих адвокатов. Однако за спором между Попковым и Кроуфордом напряженно следили очень многие, поскольку спор этот напрямую затрагивал едва ли не самый болезненный и сложный вопрос современной организации творческого процесса. А именно: кому конкретно принадлежит собственность на идею, посетившую креативного сотрудника, – ему самому или его работодателю?

Креативный процесс невозможно измерить погонными метрами, человеко-часами или количеством проданных товаров. Креативным работникам невозможно установить фиксированный рабочий день. Фактически они работают или, точнее, могут работать в любое время суток и где бы ни находились: в автомобильной пробке, в парке с ребенком, в аэропорту или ресторане. Некоторым из них вообще лучше всего работается по ночам. Среди ночи в голову часто приходят идеи, которые могут оказаться весьма кстати, когда шеф на утреннем совещании спросит: «Ну, у кого какие соображения?»

Вот только вопрос, кому принадлежат все эти идеи – работодателю или работнику, остается открытым. В один прекрасный день сотрудник может решить приберечь листок с записью ночной идеи и открыть собственный бизнес. Есть ли у него на это право?

История проекта Odnoklassniki.ru с разразившимся вокруг него скандалом и неожиданным мировым соглашением – это история о «собственности нового типа», для которого еще нет юридических рамок. В современном бизнесе все больший удельный вес в успехе проекта начинает приобретать именно идея, результат креативного труда. Реализация идеи – дело техники и все больше становится таковым. И это значит, что общество входит в эпоху таких трудовых взаимоотношений, для регулирования которых необходимы новые правила и законы: существующие уже не годятся. Это прогресс. Альберт Попков едва не пал жертвой прогресса.

Zed Nelson / INSTITUTE

Расхожее представление об образе тех, чья работа предполагает креативные способности, сводится к чему-то среднему между пронырливыми пиарщиками из романа Бакли «Здесь курят» и кокаиновыми продюсерами из романа Бегбедера «99 франков».

Альберт Попков – человек совсем иного склада. «Я по натуре человек статичный», – флегматично констатирует он.

Непритязателен в одежде – обычно на нем джинсы, рубашка, темная кофта с капюшоном или свитер. Говорит медленно, взвешивая каждое слово – свое и собеседника. Никогда не реагирует на уточняющий вопрос, пока не закончит уже начатый ответ. Кажется, будто внутри у него жесткий диск, который фиксирует всю информацию для последующей методичной обработки. Он не любит менять свои привычки, любит места недалеко от дома, а на футбольных матчах – болеет он за две команды, «Челси» и «Динамо», – всегда садится на одни и те же места. Он не любит публичности. Иногда из толпы, выплеснувшейся со стадиона, к нему подбегает человек со словами: «Спасибо за "Одноклассников". Можно с вами сфотографироваться?» – и щелкает камерой мобильного телефона, но для Попкова это скорее досадный сбой в написанной им программе.

Он никогда не мечтал о популярности. Ни в Москве, когда по ночам программировал сайты по заказу компании Canon или кандидата в президенты США Элизабет Доул, ни позже в Англии, куда в 2000 году переехал в Лондон работать программистом по приглашению того самого Алистера Кроуфорда, который спустя восемь лет станет его непримиримым врагом.

Люди статичные не торопятся принимать даже самые привлекательные предложения. Приглашение Кроуфорда, прежде чем на него согласиться, Попков обдумывал несколько месяцев. Денег предлагали не так уж много – двадцать пять тысяч фунтов в год. После вычета налогов и квартплаты оставалось меньше, чем в Москве. С другой стороны, в Москве приходилось сотрудничать с американцами и из-за разницы во времени просиживать за монитором ночи напролет. Особенно тяжело было зимой, когда практически три месяца не видишь дневного света. Появляется синдром полярной ночи: просыпаешься – уже темно, ложишься спать – еще темно. Вот тут и начинает казаться, что, может, лучше как обычному программисту ходить в офис с утра, заканчивать в шесть и до полуночи наслаждаться жизнью.

Из Москвы жизнь в Лондоне представлялась заманчивой. В реальности же все оказалось совсем не так радужно. Поначалу Попков жил у одного из своих новых сослуживцев. Постоянную квартиру снял буквально за несколько часов до приезда жены. Квартира была дешевая – на окраине города. Гостиная, совмещенная с кухней, крохотная спальня, этажом ниже располагалось похоронное бюро. Денег на то, чтобы приспособить это пространство для жизни, катастрофически не хватало. Очень тяжело давался язык: несколько месяцев Попков вообще почти никого не понимал. Худо-бедно он еще был способен решать простые языковые задачи – например, рассказать коллегам на профессиональном жаргоне, как построить систему распределенного хранения данных. Но когда требовалось решить задачу посложнее – например, объяснить парикмахеру, какая требуется стрижка, – Попков пасовал.

– Same, but shorter! – обреченно говорил он, усаживаясь в кресло.

Zed Nelson / INSTITUTE

Результат неизменно соответствовал поставленной задаче.

Так прошел год. А потом работодатель Попкова Алистер Кроуфорд сам предложил ему продлить контракт еще на два года. Зарплату ему повысили. Он вполне устраивал компанию, потому что сочетал в себе качества «статичного» и усидчивого технаря с отличными способностями какого-нибудь эксцентричного «креативщика».

Кроуфорд не прогадал. Через два года после прихода Попкова поступления от сайта справочной службы 192.com, разработкой и программированием которого он занимался, превысили все остальные источники дохода компании. Раньше оборот этого подразделения не превышал десяти тысяч фунтов, а теперь оборот сайта составлял около миллиона, если судить по итоговому годовому финансовому отчету.

Из небольшой, почти семейной компании, где работали преимущественно друзья друзей руководства и владельцев, i-CD Publishing превратилась во вполне «взрослую» фирму. Компания переехала в новый просторный офис, а ведущего программиста Попкова сначала назначили главой web-разработки, а потом и директором по разработке справочной службы 192.com. В его подчинении теперь было несколько десятков человек.

Он почувствовал себя увереннее. С профессиональной точки зрения работа была интересная, да и на рестораны и поездки теперь тоже денег хватало. Ирина перебралась окончательно в Лондон, и они переехали в новую квартиру с палисадником под окнами, где летом с друзьями можно было устраивать барбекю. Попкову это очень нравилось. А еще ему нравилось, что теперь он мог не только объяснить парикмахеру, как его постричь, но и отличить ливерпульский акцент от шотландского. Ему вообще теперь нравилось жить в Англии.

Чисто попробовать

Людям с творческой жилкой деньги нужны не сами по себе – им нужен рост. Как только Попков стал зарабатывать достаточно, чтобы платить за учебу, он тут же поступил на заочное отделение Open University of London. Здесь он узнавал, как управлять компанией, которая занимается разработкой программного обеспечения, как устроена ее бухгалтерия, как считать бюджет, что такое амортизация и как можно капитализировать софт. Все это помогало в работе, и он неуклонно поднимался по карьерной лестнице.

Теперь, после учебы и пяти лет работы в i-CD Publishing, он почувствовал потребность в более широких полномочиях, в частности в том, чтобы при необходимости увольнять несостоятельных сотрудников, управлять зарплатами подчиненных. Но эти менеджерские функции руководство ему не доверяло.

«Кроме того, в 2005 году в компании появился новый сотрудник, англичанин, который перекрыл для меня карьерный рост на ближайшие несколько лет, – вспоминает Попков. – Должность IT-директора, которую он занял, была логичным шагом в моей карьере. А когда некуда расти, становится неинтересно».

Человеку статичному несвойственно скакать с места на место. Но человека талантливого карьерный тупик раздражает. Взвесив все за и против, в ноябре 2005 года он принял решение: предупредил работодателя, как того требовал контракт, об уходе и стал искать себе новое место. По условиям договора, уволиться он мог только через три месяца после официального уведомления работодателя о своем намерении.

С этого момента он фактически отбывал оставшееся до официального увольнения время и никаких новых заданий уже не получал. Попков приходил в офис и проводил рабочий день, переписываясь с потенциальными работодателями. Больше заниматься было нечем. Какой смысл привлекать к работе сотрудника, когда у того нет мотивации активно работать? В конце концов Кроуфорд попросту разрешил своему подчиненному вовсе не ходить в офис, а ожидать наступления даты официального увольнения на дому.

И вот тут впервые Альберт Попков почувствовал свободу – неожиданно он оказался предоставленным самому себе. Попков эту свободу использовал – тут же начал тренироваться в написании сайтов на новом для себя языке программирования. Но для тренировки необходим был какой-то проект. Сторонних заказов у него не было, и Попков решил, что попробует создать собственный сайт по поиску одноклассников.

Этим он занимался в перерывах между многочисленными собеседованиями с потенциальными работодателями все оставшееся до официального увольнения время. В результате первая версия сайта Odnoklassniki.ru появилась в начале марта 2006 года, практически сразу после того, как Попков официально расстался с i-CD Publishing.

Zed Nelson / INSTITUTE

Особых надежд Альберт Попков на этот проект не возлагал. Для него это было чем-то средним между хобби и профессиональной практикой. Параллельно он продолжал искать работу, и вскоре ему предложили возглавить web-разработку в крупнейшей британской справочной службе 118118. Попасть туда было большой удачей. Но по условиям контракта с i-CD Publishing даже после официального увольнения Попков не имел права в течение полугода наниматься на работу к прямым конкурентам. Новый работодатель согласился подождать до лета, а сам Попков тем временем продолжал работать над Odnoklassniki.ru.

Именно этот период годы спустя стал основной точкой преткновения всего разбирательства. Попков был уверен в своей правоте – он занимался проектом в свободное время, у себя дома, да и вообще тогда не осознавал его потенциала и относился к нему, как к учебной задачке по новой технике программирования.

Однако и Алистер Кроуфорд был уверен в своей правоте. Даже имея официальное разрешение не являться в офис и будучи свободным от исполнения всех своих служебных обязанностей, Попков практически вплоть до момента запуска «Одноклассников» формально оставался штатным сотрудником i-CD Publishing.

На стороне Кроуфорда был еще один серьезный аргумент. «Учебный проект», на котором Альберт Попков отрабатывал новые техники программирования и которому предстояло в скором времени стать одним из самых удачных проектов российского интернета, в реальности составлял прямую и абсолютно очевидную конкуренцию другому проекту, над которым одновременно работал сам Кроуфорд.

Проект Кроуфорда назывался Passado.

Альберт Попков сделал своих «Одноклассников» проще, а потому и лучше Passado.

Вопреки распространенному мнению, оригинальной была не столько идея «Одноклассников», сколько ее воплощение.

Название Odnoklassniki.ru Попков придумал сам и зарегистрировал его во всех странах бывшего СССР, кроме Грузии и Эстонии, где сделать это могут только граждане этих стран.

Когда были сделаны Odnoklassniki.ru, однако, сайтов по поиску школьных друзей существовало не меньше десятка. Подобные сайты открывались и в Европе, и в Америке. Некоторые из них, вроде ClassMates.com, превратились в настоящих гигантов, обслуживающих десятки миллионов пользователей. Другие, вроде Passado (позже – Wasabi), принадлежащего дочернему предприятию компании i-CD Publishing, имеют по несколько миллионов пользователей в ряде европейских стран.

«Эти сайты похожи друг на друга, как газета The Financial Times похожа на „Коммерсантъ": те же рубрики, те же биржевые сводки... Я не хотел копировать их один в один, но мне было интересно адаптировать их формат на русской почве», – объясняет Попков.

Но формат этот не во всех странах работал одинаково. Сеть Orkut, которую Google раскручивал по всему миру, используя всю свою мощь и огромные средства, «выстрелила» только в одной стране – Бразилии. Там Orkut на равных конкурирует с Facebook. В России самой успешной социальной сетью долгие годы фактически являлась LiveJournal.com – блог-платформа, которая совсем иначе работает в своей родной Америке. В каждой культуре свой рецепт успешной социальной сети, и просчитать его невозможно – его можно только прочувствовать или создать случайно. Тем или иным образом Альберт Попков подобрал наиболее подходящий состав ингредиентов и, смешав их, заложил основу успеха.

Созданные в середине девяностых и начале двухтысячных, подобные сайты визуально больше всего напоминали базы данных для поиска информации. Вся информация о школах, университетах, фамилии студентов и учеников представлялись списками. Сначала «Одноклассники» выглядели так же. Но потом Попков заметил, что в России появилась мода на цифровые фотокамеры. Фотоаппараты подешевели, появились в мобильных телефонах и начали стремительно вытеснять пленочные «мыльницы». К тому моменту в мире уже стали появляться социальные сети, использующие фотографии. В 2004 году стартовал Facebook – тогда закрытая сеть для студентов Гарвардского университета, привлекательность которой основывалась как раз на наличии у каждого пользователя фотографии. Попков решил, что в его сети у каждого зарегистрированного пользователя будет фотография.

Он внимательно следил, чтобы на сайте были именно фотографии людей, а не рисунки-аватары, – и в этом сотрудникам сайта помогала маленькая армия добровольцев из числа пользователей, что само по себе способствовало развитию социальной сети.

Возможности ранних версий «Одноклассников» были довольно ограниченными. Была опция «заводить друзей»: можно было предложить дружить любому зарегистрированному пользователю, который мог принять или отвергнуть это приглашение. В других социальных сетях, разумеется, были схожие опции. Например, на LiveJournal.com можно включить пользователя в «список друзей», чтобы следить за обновлениями его блога и дать ему доступ к записям, невидимым другим пользователям. На Classmates.com существовала опция «создать группу» – фактически завести страничку, посвященную, например, организации встречи выпускников. Зачем «заводить друзей» на «Одноклассниках», было сперва не совсем понятно: на страничке пользователя просто появлялся список всех его «друзей» – но просматривание, обновление и сравнение этих списков оказалось завораживающим занятием для сотен тысяч людей.

Zed Nelson / INSTITUTE

Гонка на выживание

Сайт был предельно простым, за что его часто критиковали профессионалы, но эта простота привлекала неизбалованную социальными сетями русскоговорящую аудиторию. Первоначально люди приходили на сайт, чтобы найти школьных друзей. Потому и первый рекламный слоган, придуманный Попковым, был «Первая любовь – где она сейчас?». Для огромного количества русскоязычных людей по всему миру появление «Одноклассников» стало настоящим событием: их круг общения неожиданно расширился. Началась настоящая эпидемия встреч одноклассников – благодаря «Одноклассникам». Завязывались новые деловые связи, придумывались проекты. Весьма вероятно, в менее разобщенном обществе, не пережившем за последние десятилетия социальных потрясений, «Одноклассники» в том виде, в котором их придумал Альберт Попков, не пользовались бы успехом – но для России его простой рецепт оказался удивительно верным.

Через некоторое время на Odnoklassniki.ru стали приходить не столько общаться, сколько заводить знакомства. Не последнюю роль тут сыграла возможность видеть, кто и когда заглядывал на твою страничку. Тут тоже сказалась культурная специфика. Когда Facebook ввел схожую опцию в 2006 году, разразился скандал, чуть не стоивший компании ее репутации: основатель компании Марк Цукерберг вынужден был извиниться перед пользователями за вмешательство в их личную жизнь и ликвидировать техническую возможность «слежения» за другими пользователями. В России же эта опция вызвала вовсе не возмущение, а любопытство. Сотрудники офисов часами путешествовали по спискам друзей, знакомых и совершенно незнакомых людей, заглядывавших на их страничку. Odnoklassniki.ru стали головной болью директоров по персоналу, которые были вынуждены закрывать доступ к сайту с рабочих компьютеров.

Чтобы Odnoklassniki.ru «выстрелили» быстро и мощно, Альберту Попкову пришлось выбирать между заманчивой работой в британской справочной службе 118118 и собственной компанией. Человеку статичному сделать такой выбор непросто. Когда начинаешь проект, требующий миллионных вложений, с двадцатью тысячами в кармане, поверить в собственный успех очень трудно. Попков даже свою компанию Odnoklassniki Ltd зарегистрировал лишь через полгода после того, как запустил сайт. Но у этого статичного человека уже появи­лись амбиции, ему хотелось попробовать себя в собственном деле. «Если бы я не переехал в Англию, то рано или поздно начал бы свое дело в Москве вместе с командой про­грам­мис­тов-фри­лан­се­ров», – говорит Альберт Попков.

Строить бизнес пришлось по книжкам. Попков зачитал до дыр десятки книг, его настольной книгой стал учебник Стивена Силбигера «MBA за десять дней». Впрочем, и книжка была не нужна, чтобы понять, что теперь Попков не принадлежит уже ни самому себе, ни работодателю, а только собственному новому проекту. Выяснилось, что владелец бизнеса в конечном счете отвечает за все сам, – и Попков научился, если бухгалтер, например, вовремя не провел платежи, вечером садиться за стол и делать это самостоятельно. 

Потом стало ясно, что своих денег на создание такой сети, как Odnoklassniki.ru, не хватит и надо заинтересовать инвесторов. Началась гонка на выживание.

«Бизнесом приходилось заниматься двадцать четыре часа в сутки. Я последний раз на море был три с половиной года назад. Если не считать двухдневной поездки в Сочи по работе», – без тени досады рассказывает Попков.

Когда зарегистрированные пользователи на Odnoklassniki.ru стали исчисляться десятками миллионов, Альберт Попков смирился с фактом своей популярности. Конечно, ему приятнее было бы оставаться в тени, чем давать сотни интервью с фотосессиями, но он прекрасно сознавал, что без раскрутки не будет бизнеса. Поначалу он одинаково легко соглашался и на публикации в GQ, и на заметки в журнале «Женщина за рулем». Но через некоторое время он понял, что без профессионального пиарщика не обойтись. Елена Жернова, пиар-дирек­тор Odnoklassniki.ru, начала проводить разумную селекцию тех СМИ, что стремились сделать про Попкова материал. А перед интервью однажды посоветовала ему: «Говори все, как есть». Он и говорил: «"Одноклассники" – не единственная социальная сеть, а один из целой серии подобных проектов».

Zed Nelson / INSTITUTE

Спор на двести миллионов долларов

Кроуфорд начал развивать Passado, собственную социальную сеть по поиску одноклассников, когда Альберт Попков еще работал в i-CD Publishing. Это был очень важный проект для Кроуфорда, его любимое детище. При любой возможности он старался подчеркивать свою причастность к нему, указывая во всех официальных материалах: «Представитель проекта Passado Алистер Кроуфорд». При этом многочисленные журнальные и газетные статьи об успехах Альберта Попкова появлялись не только в России, но и в Великобритании, и Кроуфорд, разумеется, знал об успехах бывшего подчиненного.

В конце 2008 года Кроуфорд направил иск в лондонский суд. К этому моменту стоимость «Одноклассников», по разным оценкам, составляла от ста пятидесяти до двухсот миллионов долларов, а до начала кризиса она была раза в три-четыре больше. В иске говорилось, что Альберт Попков запустил свой сайт через шестнадцать дней после того, как уволился из компании, на которую проработал почти семь лет. И, разумеется, Попков не мог его создать за пару недель после официального увольнения.

Однако сторона Попкова напирала на то, что спустя месяц после подачи заявления об уходе Попков был полностью освобожден от исполнения своих служебных обязанностей и необходимости ходить на работу. По условиям контракта он не имел права работать на конкурентов до конца лета 2006 года – шесть месяцев после увольнения. Но нигде не было написано, что он лишен права в свободное от работы время заниматься любыми собственными разработками.

Поэтому главный вопрос, который предстояло решить, состоял в следующем: пользовался ли Попков программными наработками сети Passado? И вот тут вновь возникали вопросы: где заканчиваются идеи (на которые невозможно заявить право собственности) и начинаются наработки (у которых, безусловно, есть хозяин), имеет ли право сотрудник на информацию, которую унес в своей собственной голове – в силу того, что его голова в течение многих месяцев была занята мыслями о социальных сетях для бывших одноклассников?

Алистер Кроуфорд охотно встречался с прессой и объяснял суть своих претензий: «Он <Альберт Попков> сделал сайт Odnoklassniki.ru во время работы на нас, и он должен был сделать этот сайт для нас». Имелось в виду, что Попков работал над Passado.ru, русскоязычной сетью для поиска одноклассников. Русская Passado была запущена, но закрыта в апреле 2006 года. «Он зарегистрировал домен <Odnoklassniki.ru> для нас, владел им на началах доверительной собственности и создал необходимую базу данных российских школ по нашим инструкциям», – продолжал Кроуфорд.

Все это складывалось в достаточно убедительный иск. А i-CD Publishing все расширяла список претензий к Альберту Попкову, обвиняя его уже в намеренно некачественной разработке Passado.

Попков в прессе свою позицию комментировал мало, откликаясь короткими репликами, мол, ни в чем я не виноват. А в суде он активно защищался. Он говорил, что не регистрировал Odnoklassniki.ru для Кроуфорда, а лишь указал номер рабочего факса при регистрации, что Кроуфорд не проявил никакого интереса к домену. Что в июле 2006 года предлагал i-CD Publishing стать одним из инвесторов проекта, но компания отказалась. Более того, юристы Попкова подали встречный иск к i-CD Piblishing и обвинили бывшего работодателя в «небрежности»: компания, по их мнению, сама же создала ситуацию, позволившую Попкову создать в России конкурирующий бизнес. Работодатель обсуждал с ним развитие своего проекта Passado, но при этом не сделал ничего, чтобы закрепить ограничения в контракте на работу в подобных проектах.

Адвокаты обеих сторон приобщали к искам бесконечное количество документов – включая буквально тысячи писем Попкова, призванных продемонстрировать, с одной стороны, что он активно участвовал в проекте Passado, с другой – что его основная работа у Кроуфорда не имела никакого отношения к поиску одноклассников.

Стороны продолжали выдвигать свои доводы, но беда состояла в том, что главное в этом споре не могло решиться на основе логических рассуждений и выписок из писем и документов. Вопрос – о праве на содержимое мозгов работника – так и оставался неразрешенным.

Zed Nelson / INSTITUTE

У обеих сторон имелись на руках довольно веские аргументы. Однако ни один из них не давал стопроцентной гарантии победы. Становилось понятно, что дело это не решится ни через неделю, ни через месяц, ни даже через год и может тянуться сколь угодно долго.

В победу уже не верилось никому.Истец и ответчик до последнего пытались сохранить лицо, но к началу первого судебного заседания оба противника сознавали, что чаша весов может склониться как в ту, так и в другую сторону. В этой ситуации судебное разбирательство становилось изощренной дорогостоящей юридической рулеткой, где ставкой был проект, оценивающийся в сотни миллионов.

Предъявить права на идею довольно сложно. Научившись действовать в некоторых четко определенных областях творчества (например, регулировать вопросы авторского права), юриспруденция нередко пробуксовывает там, где границы размыты, где идея доминирует над ремесленными навыками. И уж тем более – когда речь даже не о самой идее, а о способах ее творческого воплощения.

24 ноября прошлого года в первый день судебного разбирательства Кроуфорд и Попков стояли друг перед другом, окруженные десятками коробок с документами, но фактически безоружные. Каждый был по-прежнему уверен в своей правоте. Оба оставались людьми упорными, амбициозными и готовыми при необходимости свернуть горы. Но оба оставались также и предпринимателями, понимающими, что бесконечно вкладывать силы и деньги в проект, в успехе которого ты не можешь быть уверен, – стратегия, как правило, про­игрышная.

25 ноября адвокаты объявили в суде, что стороны пришли к соглашению и все участники процесса обязались не разглашать условия этого договора и детали дела.

Впрочем, в соглашении наверняка ничего не сказано о том, чем, по сути, кончилось дело «Одноклассников». Оно еще не кончилось. Не написан еще такой закон, который позволил бы суду разобраться, кто прав – Кроуфорд, когда утверждает, что Попков фактически присвоил его собственность, или Попков, когда утверждает, что идеи, о которых идет речь, Кроуфорду никогда не принадлежали. Еще не прочерчена граница между тем, что покупает работодатель, когда берет на работу человека творческого, и тем, что сотрудник оставляет себе – и имеет право забрать с собой, уходя. Законы эти, конечно, будут написаны. Трудовые договоры примут новую форму. А креативные сотрудники, возможно, начнут, увольняясь из компании, сдавать не только ключи от кабинета и служебный ноутбук, но и часть содержимого собственного встроенного жесткого диска.

Zed Nelson / INSTITUTE

Пока же Альберт Попков вновь принадлежит самому себе. Уже на следующий день после несостоявшегося суда он с удовольствием рассказывал, что на вторник купил билеты в танцующий партер на Depeche Mode в Лондоне, а в среду улетает по делам своего нового проекта Sravni.ru (сервис для сравнения всех видов банковских вкладов, кредитов и страховок. – Прим. ред.) в Пермь. Такие сайты сейчас очень популярны в Великобритании, и Попков решил перенести этот формат на русский рынок.С

Обсудить на сайте