Лучшее за неделю
Джон Дикерсон
16 марта 2010 г., 12:00

Re: Дышите спокойно: все сделано

Разобрать гараж и воспитать в детях щедрость – как внести эти задания в свой список дел? С мелкими делами можно научиться справляться, а масштабные замыслы наводят на нас ужас. Как победить страх перед большими задачами, используя систему getting things done.
Читать на сайте
Ольга Погорелова

Многие люди, чтобы поднять себе настроение, любят повторять длинные пафосные фразы. Например: «В жизни важно не то, дышим мы или нет, а то, как часто у нас перехватывает дыхание». У меня же все выходило наоборот: я всю жизнь повторял несколько коротких предложений, которые неизменно вгоняли меня в депрессию. Я повторял мой список дел – мой to-do-лист.

Это преследует меня с детства. Кто-то – то ли мама, то ли школьный учитель – из лучших побуждений посоветовал мне написать список дел, а затем вычеркивать из него то, что я уже сделал. Все шло хорошо, пока в списке были такие дела, как «раскрасить картинку» или «поиграть в футбол». Вычеркивать выполненные задания было необычайно приятно. Но я рос, и список рос вместе со мной, пока не превратился в памятник несделанным делам.

Сначала я пытался усовершенствовать систему. Я записывал дела разными цветами в зависимости от их приоритета, но скоро цветов стало так много, что я запутался. Затем я решил перечеркивать сделанные дела двойной чертой, а не одинарной – как будто все мои проблемы возникали из-за того, что я не мог отличить выполненное от невыполненного.

Я пробовал вести список в календаре, в специальном блокноте, наносил его прямо на ладонь. Я даже сам себе писал напоминания по мейлу... Кончилось тем, что я сам себя заблокировал как спамера.

Наконец я обратился к опыту Дэвида Аллена, написавшего бестселлер Getting Things Done («Как разобраться с делами»), и его последователя Мерлина Манна, автора блога 43folders.com.

Начал я с того, что избавился от своего списка дел. В нем обнаружилось как минимум два недостатка: во-первых, очень много старых дел, во-вторых, явный перебор по части чересчур масштабных задач. Характерный пример: копаясь в ящиках в гараже и в очередной раз проклиная беспорядок, я наткнулся на свой блокнот 1995 года. Запись от 6 июня гласила: «Разобрать гараж». Но я имел в виду гараж еще в моем прежнем доме. Я переехал и перевез все спис­ки с собой. Старый гараж так и остался неубранным (пока я там жил), в новом тоже царил бардак.

Первый полезный совет – разбейте большие дела на несколько маленьких. Вот что пишет Манн: «Каждую задачу нужно представить в виде нескольких простых переходных глаголов». Теперь в моем списке значится: «вызвать службу утилизации старых ковров, купить коробку для бейсбольных карточек, купить крючки и развесить инструменты». Мне больше не нужно растерянно смотреть по сторонам и думать, с чего начать.

У меня был всего один список, и я записывал в него все свои дела. Например, я записал «заняться скалолазанием» сразу после «позвонить Роберту Гиббсу (пресс-секретарю Белого дома. – Прим. ред.) и договориться об эксклюзивном интервью с президентом Обамой». В зависимости от моего настроения одно из этих дел будет казаться мне неуместным.

Теперь у меня три списка. Первым идет «матерный список» – он появляется в десять часов утра в моем электронном календаре. Если я не успеваю сделать эти дела за день, я непристойно ругаюсь. Правила отбора очень жесткие. Если задачу можно отложить на потом, она не попадает в этот список.

Второй список – это то, что Манн называет «набедренным ежедневником», – несколько бумажных карточек, которые я ношу в заднем кармане брюк. На эти карточки я записываю все, что мне приходит в голову: фразу для статьи или то, что нам нужен новый обеденный стол.

Дэвид Аллен называет этот процесс «непрерывным сбором информации». Вы записываете свое соображение на карточку и можете спокойно вернуться к тому, что делали до того, как вас посетила очередная прекрасная идея. Конечно, все эти карточки бесполезны, если вы никогда их не систематизируете. Вечером или несколько раз в день я тщательно просматриваю и отбираю нужные карточки. Некоторые дела уходят в мой «матерный список», а на других я делаю разные пометы: имейл, телефонный звонок, задание на выходные, задание по дому. Если у меня есть свободное время, я выбираю какую-нибудь категорию и стараюсь сделать из нее максимум дел.

Наконец, у меня есть «список парашютиста» – это взгляд на мою жизнь с высоты птичьего полета. Здесь я пытаюсь представить большие задачи в виде нескольких маленьких дел. Например, в этом списке у меня вопросы: «Как научить своих детей быть щедрыми?» или «Нужно ли мне заменить фильтр в печке?» Этот список хранится в обычном вордовском файле, и я проверяю его раз в неделю, обычно по воскресеньям.

Работает ли моя система? Она не безупречна, но теперь я, по крайней мере, перестал ненавидеть свои списки. Я не всегда делаю то, о чем только что рассказал. В стопке карточек у меня есть одна, где написано «теннис». Ну и что это значит? Играть в теннис? Смотреть теннис? Написать про теннис? Без понятия. Еще – как бы хорошо я ни разбивал большое дело на несколько маленьких – их все равно приходится делать. Написать хороший план и хорошую статью – все-таки разные вещи.

Еще у меня лежит куча неразобранных карточек. Утешает то, что на этот раз они лежат в правильном месте. Теперь, когда я читаю или играю с детьми, мне больше не надо беспокоиться о том, что надо мной висит какое-то важное дело. Может быть, у меня и не захватывает дух от восторга, зато я могу дышать свободно.

Обсудить на сайте