Лучшее за неделю
Елена Егерева
10 июня 2010 г., 20:40

На аукционы в Лондон приехали новые люди

Читать на сайте

Одни из самых симпатичных и при этом мало кому известных русских картин вынырнули на несколько дней из частных домов — и тут же снова туда отправились. В музеях их нет. Альбомы с ними не так просто найти.

Если взять Sotheby’s, то это, например, про такую картину. Это Федот Сычков.

Или вот Борис Григорьев.

Или Филипп Малявин.

«Сноб» спросил у Михаила Каменского, директора Sotheby’s в СНГ, не жалко ли ему, что этих картин никто не увидит. «Возможность, между прочим, посмотреть на картины вживую была, — говорит он. — Sotheby’s устраивал выставку и в Москве, и в Лондоне».

Каменский сам бывший музейный работник, несколько лет он был заместителем директора Музея изобразительных искусств им. Пушкина. Короткая выставка — ему кажется, этого достаточно? «За 70 советских лет музейные фонды смогли пополниться лучшими произведениями русских авторов, — говорит он. — Ведь существовала монополия государственных музеев на покупку искусства. Шедевров никогда не бывает слишком много, тем не менее отечественная история искусства представлена в музеях полноценно. Важно понимать, что музейный подбор и музейные критерии качества иные, чем у значительной части частных собирателей. Среднестатистический коллекционер больше думает о декоративности, чем о системности. Поэтому, отбирая декоративно привлекательные интерьерные вещи крупных российских художников, российские коллекционеры выбирают себе то, что нравится лично им. А музейные кураторы выбирают то, что позволяет наиболее полно дать картину развития как отдельного мастера, так и художественной школы в целом».

И у музеев до сих пор есть возможность покупать, утверждает Каменский. «В тех случаях, когда произведение искусства представляет собой что-то сверхценное, музей обращается или к государству, или к спонсору. И когда звезды сходятся, тогда работа с торгов имеет шанс попасть в музейное собрание. Поэтому, когда вы спрашиваете, жалко ли мне, что произведения не уходят в музеи, я скажу так: в тех случаях, когда какие-то отдельные сверхценные вещи, представленные в коллекции русского искусства Sotheby’s, могли бы дополнить музейный фонд, то я первым начну писать письма в правительство и музейным коллегам. Я довольно часто это делал и делаю. А во всех остальных случаях хочу сказать одно: никакой монополизации быть не должно. Художник создает тысячи произведений за годы жизни, разве они все должны быть в музеях? Разве он только для музеев работает?»

Если судить по покупателям в зале Sotheby’s, а также сидящим за длинной перегородкой русским операторам на телефонах, картины ушли в основном в русские руки. Кстати, про покупателей. С ними что-то случилось. Раньше таких людей можно было в основном увидеть в очередях салонов сотовой связи и в субботу в супермаркете «Ашан». А теперь, кажется, в очереди в «Ашане» можно совершенно спокойно обсудить, что лучше: русское искусство до 60-х годов или после.

Журналист Оуэн Мэтьюс тоже думает, что покупатели в этом году другие, что это уже не «жирные толстолапые богачи, которые тащат все на свои дачи на Рублевку». Это самые обычные люди.

This browser does not support the video element.

Стоило ли проводить аукцион в Лондоне, раз покупатели все равно русские и часто специально приезжают сюда из России? «Когда-нибудь аукционы будут проводиться в России, — надеется Каменский. — Но пока расходы на практические и юридические проблемы, которые встанут на нашем пути, не сопоставимы с теми доходами, которые можно в результате этих торгов получить».

Одними из самых главных лотов Sotheby’s стали работы «Тити и Наранге, дочери вождя Эки Бондо» Александра Яковлева, «Чернолесье» Ивана Шишкина и та самая картина Бориса Григорьева «Портрет сына художника, Кирилла». А на аукционе Christie’s позавчера поставила рекорд картина «Вася» Кузьмы Петрова-Водкина — она была продана почти за 2 миллиона фунтов стерлингов.

Обсудить на сайте