Лучшее за неделю
12 июля 2010 г., 09:00

Организаторам «Запретного искусства» вынесли обвинительный приговор

Сегодня в Таганском суде Москвы завершился процесс над кураторами выставки «Запретное искусство» Андреем Ерофеевым и Юрием Самодуровым. Прокуратура требовала для обвиняемых три года колонии. Суд признал их виновными и приговорил к штрафам в 150 и 200 тысяч рублей. Прямой репортаж из зала суда
Читать на сайте

Процесс над организаторами выставки «Запретное искусство-2006» был начат два с половиной года назад по инициативе нескольких ультраортодоксальных православных организаций. В июне прокурор потребовал для обвиняемых реального срока заключения в колонии до трех лет. Выставка открылась в марте 2007 года, Андрей Ерофеев возглавлял тогда отдел новейших течений Третьяковки, а правозащитник Юрий Самодуров был директором Музея имени Андрея Сахарова, где и проводилась выставка. В состав экспозиции вошли 23 работы современных художников, исключенные по цензурным соображениям из других выставок, в том числе и из Третьяковки. Кураторы снабдили экспозицию предупреждающими надписями и поставили между зрителями и картинами фальшстену, так что экспонаты можно было разглядывать только через небольшие смотровые отверстия. Подробности этой истории, широкообсуждаемой на нашем сайте, можно посмотреть в дискуссии «Ждет ли кураторов тюрьма?».

Требования прокуратуры, высказанные за несколько недель до вынесения приговора, спровоцировали своей жесткостью большой общественный резонанс. Министр культуры РФ Александр Авдеев заявил, что оценкакураторов не должна быть судебной. Правозащитники обратились за поддержкой к верховному комиссару ООН по правам человека. Марат Гельман заявил, что в случае обвинительного приговора возобновит экспозицию «Запретное искусство» у себя в галерее. Группа крупнейших современных художников, среди которых Григорий Брускин, Виталий Комар, Илья Кабаков и Эрик Булатов, написала открытое письмо президенту Медведеву. Андрей Бильжо, Игорь Гурович и Дмитрий Врубель 9 июля приняли участие в митинге в поддержку обвиняемых. Единственная сторона, от которой не последовало никакой реакции, — это собственно Русская православная церковь. От ее лица и с ее благословения пока выступали в основном самые радикальные представители, которые в любых других ситуациях вряд ли могли бы выражать официальную позицию РПЦ. На это указывает Андрей Ерофеев в своем открытом письме патриарху Кириллу. Единственным официальным представителем церкви, высказавшимся по поводу процесса, стал руководитель пресс-службы Московской Патриархии отец Владимир Вигилянский. В эфире радиостанции «Эхо Москвы» он призвал суд к снисхождению, а требования прокуратуры назвал слишком жесткими. При этом отец Владимир подчеркивал, что это именно его личное мнение, а не позиция РПЦ.

Сегодня, в день оглашения приговора, будут получены ответы на многие вопросы, которые задавали в рамках дискуссии участники проекта. Сегодня же оправдаются или будут опровергнуты самые мрачные ожидания.Но для многих участников дискуссии сам факт возбуждения уголовного дела по этому поводу уже является неутешительным ответом.

Обсудить на сайте