Лучшее за неделю
Анатолий Прохоров
11 августа 2010 г., 15:00

Что происходит с российской анимацией

Читать на сайте

This browser does not support the video element.

Что происходит с российской анимацией

Мифы о советской анимации

С отечественной анимацией связано несколько мифов. Один из них гласит, что все советские мультфильмы были высокого уровня и постоянно побеждали на фестивалях. Но оказывается, 80% продукции «Союзмультфильма» — простенькое кино с дидактическим сюжетом, которое теперь никто и не знает. Оставшиеся 20% — это те самые 200-300 картин, которые сегодня показывают по телевизору.

Другой миф: советской анимации было много. Но если начать считать, то окажется, что за 70 лет «Союзмультфильм» сделал около 1500 десятиминутных картин. У нас была замечательная ручная мануфактура, производившая один такой фильм в среднем за девять месяцев. При этом уже 15 лет назад по требованиям международной индустрии полчаса анимации изготавливались за две недели. Поэтому сейчас речь идет не о возрождении былой школы, а о переходе от ручной мануфактуры к современным индустриальным методам и формам производства.

Образование

В Америке в каждом штате десятки гуманитарных университетов. В каждом из них обязательно есть film school. А в каждой film school есть аnimation division. Проучившись там от трех до пяти лет на режиссера-аниматора, студенты нарабатывают портфолио и идут искать работу. Сначала их берут на студии не режиссерами, а ассистентами аниматора, и только через полгода могут повысить по службе. Бывает, что до режиссера человек дорастает лет за пять. Такую школу на диснеевской студии прошел, например, основатель студии Pixar Джон Лассетер. Необходимо проделать этот путь, потому что, если режиссер-аниматор не поработал сначала художником, фильм не получится. Кроме того, в анимационной индустрии нужны тысячи художников и только десятки режиссеров.

Раньше аниматоров готовили исключительно на Высших анимационных курсах, у которых был очень мощный КПД: оттуда вышли, например, Алдашин и Максимов. Последние лет десять ВГИК тоже взялся за анимацию. Однако студенты, проучившиеся там пять лет, не хотят работать художниками-аниматорами — они считают себя готовыми режиссерами. Их гордыня и профнепригодность поражают. В этой ситуации каждая большая студия, настроенная на масштабное производство, вынуждена устраивать у себя собственные курсы. Оттуда выходят гораздо более высококлассные специалисты, чем из институтов, но их все равно не хватает.

Как окупается анимационное кино

Анимация замечательна тем, что способна окупиться три раза. Первый раз — на большом или телевизионном экране: канал заказывает сериал и предоплачивает его из продаж рекламы на два-три года вперед. Затем — рынок DVD, на котором анимация, как правило, также окупает себя. А дальше — мерчандайзинг. Анимация встроена в мир зрителя не так, как игровое кино. Если ребенок полюбил какого-то героя на экране, ему тут же нужно получить его на тапочках, рюкзаке или футболке. Кроме того, от мультфильма не возникает ощущения, что он устарел. Это долгодействующее и искусство, и коммерция.

Однако в России все эти свойства, присущие мировой мультиндустрии, теряются. Наши каналы платят за новые анимационные фильмы по расценкам дешевых диснеевских сериалов, откатанных уже сотни раз. На рынке DVD мы очень много теряем из-за пиратства, хотя сейчас что-то начали отвоевывать: доля контрафакта раньше составляла 90%, а сейчас 60-70%. На рынке мерчандайзинга сегодня работают всего две студии: одна делает «Смешариков», другая — «Лунтика».

Как поддержать отечественную анимацию

Сегодня перед анимацией стоят две задачи: с одной стороны, поддержать авторское кино, с другой — выйти на промышленное производство приличных по уровню сериалов. Дети не требуют авторского кино. Если они полюбили фильм, то хотят знать, что было дальше. Успех японской анимационной драматургии и, например, «Симпсонов» показал, что дети (а иногда и взрослые) готовы смотреть сотни серий.

Александр Татарский нашел свой путь спасения авторского кино: «Пилот» — только штаб цикла «Гора самоцветов», сами фильмы делают разные анимационные студии по всей России и не только. И у них получаются очень хорошие мультфильмы.

Если говорить о государственной политике, то за все время, что Госкино выдает гранты на игровое и анимационное кино, отборочная комиссия ни разу не собралась и не посмотрела фильмы, которые были сняты на выделенные деньги. Каждый год культурная память отборочной комиссии Госкино чиста. А в кино нельзя не учитывать историю и фильмографию студий и авторов.

Сегодня российская анимация — остров Пасхи, на котором стоит 4 статуи: «Жил был пес» Назарова, «Ежик в тумане» Норштейна, «Топтыжка» и «Винни-Пух» Хитрука, но она все еще далека от торговых, морских и воздушных путей мировой современной киноиндустрии.

Обсудить на сайте