Лучшее за неделю
Александр Гаврилов
18 августа 2010 г., 09:25

Дистанция памяти

Читать мемуары и чужие дневники — занятие сколь увлекательное, столь и опасное. Здесь всегда существует риск слишком близкой дистанции, когда человек виден как под микроскопом. Герои трех книг, которые выбрал для своего обзора литератор Александр Гаврилов, эту дистанцию выдерживают по-разному, но их хочется слушать, с ними не хочется расставаться, их невозможно забыть
Читать на сайте

Лев Лосев «Меандр», «Новое издательство»

This browser does not support the video element.

Удивительно, как Лев Лосев смог главным героем книги о собственной жизни сделать своего великого друга Иосифа Бродского. Это говорит не только о его аналитическом ясном уме, который умел расставлять всех по полочкам, но и о том, что литературовед, читатель в нем едва ли не больше человека. С одной стороны, «Меандр» — замечательное чтение, просто потому что написан очень обаятельным, остроумным, полным огромной иронии и самоиронии человеком. Это книга автора очень умного и зоркого, который смотрит не внутрь себя, а наружу. С другой стороны, она дико теплая — Лосев видит не холодные мумии современных поэтов, а своих собутыльников, которые посидят, побухают да и напишут что-нибудь гениальное (если в биографии Бродского, вышедшей в серии «ЖЗЛ», Лосев старался изо всех сил эти дружеские чувства засушить и отсеять, то здесь, скорее, наоборот). Вот этот удивительный микс ума, тепла и живости, как мне кажется, и обеспечивает «Меандру» абсолютно автономную ценность. Эти мемуары можно читать, даже абсолютно не зная, кто такой Лосев, откуда он взялся. Даже не зная его стихов — хотя здесь они представлены обильно. Каждый раз их появление производит на меня впечатление завораживающее, до мороза по коже — такая безмятежная работа абсурда в них происходит. Именно это поколение поэтов и выучилось ее совершать.

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

This browser does not support the video element.

«Был у Захарова на премьере в Ленкоме. Провинциально и шумно. Балаган». «Куросава, по слухам, снял очень плохую картину». «Аркадий Стругацкий оказался мелочным и расчетливым». Такие откровения мы читаем в «Мартирологе» едва ли не на каждой странице. С другой стороны, и себя Тарковский судит довольно строго: «Я погряз в грехе и несовершенстве, я не знаю, как бороться со своим ничтожеством».

Вообще мне кажется, что человеку, который знаком с Тарковским только и исключительно по его картинам, читать эту книжку будет тяжело. Просто когда окончательный монтаж уже произведен и фильм выпущен в прокат, Тарковский предстает очень гармоническим мыслителем — практически во всех фильмах, кроме «Жертвоприношения», он находится в гармонии и с бытием, и со смертью.

Я помню хорошо, как его картины завораживали меня как раз тем, что он говорил о смерти, о малости человека перед бытием очень спокойно, совершенно без истерики. Если вспомнить его «Солярис», или «Рублева» с бесконечной грязью, кровью, или «Сталкера» — везде так или иначе появляется эта мысль: мир бесконечен, человек мал, смерть неизбежна, дух бессмертен, все правильно. И от человека, который в своих произведениях сумел достичь такой гармонии, ты ждешь в жизни чего-то схожего. А эта книга показывает нам тяжелого, мучительного, параноидального истерика, который каждое мгновение своей жизни находится в состоянии какого-то беспрестанного ужаса. Он и сам это периодически осознает: «Так жить, как я жил до сих пор, работая ничтожно мало, испытывая бесконечные отрицательные эмоции, которые не помогают, а, наоборот, разрушают ощущение цельности жизни, необходимое для работы — так жить нельзя больше».

Слово «гений», которое в русском языке замылилось до полной бессмыслицы, — оно однокоренное со словом «джинн». Строго говоря, это одно и то же слово, только заимствованное арабами у греков. Гений воспринимался Сократом и Платоном, и даже Пушкиным как некий отдельный дух. Вот в случае с Тарковским видно, как этот дух, совершенно отдельный, обособленный от человека, совершенно другого размера, калибра, овладевает им и движется сквозь него к своей цели, не сообразуясь с его бытовыми целями, творческими задачами, отпущенными силами, вопросами самореализации и т.д. И если говорить о сквозном сюжете «Мартиролога», то для меня это книга о Гении. Не о человеке, который был его носителем, а о Гении самом по себе.

Ролан Быков «Я побит — начну сначала!», АСТ

This browser does not support the video element.

В первой части этой книги, собранной из дневников Быкова и датированной 1970-ми годами, Ролан Быков поразительно точно описывает себя: «Я актер, но имеющий также способности писателя и режиссера — в древности я был бы сказителем». Это, наверное, главный ключ к личности Быкова и к тому, почему его дневники так хорошо читаются — так легко, так, я бы сказал, сытно.

Быков — деятельный, энергичный и готовый собою заполнить все пространство. Самонадеянный и очень позитивный (вообще мне кажется, это главные черты его характера — он всегда знал, как правильно и всегда знал, как это «правильно» сделать). У них с Тарковским была общая работа: Быков исполняет роль скомороха в «Андрее Рублеве». И песня, которую он выкрикивает, скоморошествуя, придумана им самим. Для него в сценарии была просто обозначена сцена «Скоморох поет».

А в «Письмах мертвого человека», например, ему страшно неуютно в философской концепции Лопушанского, неудобно в том, что режиссер делает с пространством, с декорациями. Лопушанский направляет его по очень жестким рельсам, и Быков пытается эти рельсы перепрокладывать — очень бережно, аккуратно предлагает свои варианты решения роли, но при этом к режиссеру неизменно относится с большим уважением.

Он дико симпатичный. К концу книжки тебя уже распирает чувство удовольствия от знакомства с этим человеком. Такие дневники — большая редкость и, конечно, большая удача.

Обсудить на сайте