Катерина Мурашова: Герой нашего времени — вампир
Симпатичная девочка-подросток села в кресло, пристроила на коленях холщовую сумку, подтянула полосатые гетры.
— Скажите, пожалуйста, а что вы думаете о вампирах?
Я, скажем прямо, несколько растерялась. Честный ответ: «Я о них вообще не думаю» — девочку явно не устроит. Но что же еще?
— Ты имеешь в виду графа Дракулу и все такое? — наконец, спросила я. — Кладбищенские истории? Ты — гот? (наряд девочки на первый взгляд не имел никакого отношения к этой молодежной субкультуре, но кто знает — вдруг она маскируется?)
— Да нет, что вы! — девочка очаровательно улыбнулась и махнула узкой кистью. — Это все уже устарело. Я имею в виду настоящих вампиров… Вы в них верите?
— В каком смысле… настоящих? — мне стало слегка не по себе.
— Ну таких… сексуальных… — моя посетительница мечтательно смотрела в окно. — Вы что, вампирскую сагу Стефани Майер не читали? Не смотрели фильм «Затмение»? Не слушали рок-оперу «Между любовью и смертью»? Как же вы вообще живете, не зная всего этого?!
Ну что поделать, такая судьба… Я всегда, как выражаются подростки, слегка «не догоняла». Тут же вспомнился эпизод из моего далекого детства: «Как, ты не знаешь, кто такие «Абба» и «Бони Эм»?! Как же ты вообще…»
— Знаешь что? — примирительно сказала я. — Давай сделаем так: сейчас поговорим о чем-нибудь другом, а через две недели встретимся еще раз. Я тебе обещаю, что к этому времени у меня уже будет какое-то мнение о сексуальности вампиров.
— Замечательно! Спасибо! — искренне обрадовалась девочка. — А то мы с девчонками уже сто раз все обсудили, а родители не хотят про это слушать, только носы морщат... А Марья Ивановна по литературе на полном серьезе заявила — почитали бы лучше классику, там про это тоже есть. А я же обо всем этом по-настоящему думаю.
Мы немного поговорили про ее отношения с мамой и с подружками и расстались до следующего раза.
Количество «вампирских» материалов в Интернете произвело на меня серьезное впечатление. Налицо была вампиромания. Я растерялась, не зная, как подступиться к этому богатству. Мои дети провели краткий ликбез, и я начала немного ориентироваться в теме.
Вампирская сага Майер не вызвала у меня никаких вопросов (разве что она выделялась чудовищным переводом). Обычная девушка становится предметом безумной страсти сверхчеловека, который по объективным причинам не может с ней переспать, от чего оба ужасно страдают. Современный рыцарский роман, мечта любой девочки-подростка. С рок-оперой оказалось сложнее. Граф Дракула и прочие персонажи не столько пили кровь и занимались сексом, сколько пытались решать остро-социальные вопросы нашего времени. Странное впечатление произвел эпизод из фильма «Париж, я люблю тебя», где бывший хоббит Элайджа Вуд лишает себя жизни ради любви случайно встреченной на улицах Парижа вампирши. Про вампиров у Лукьяненко я вспомнила сама — когда-то я прочитала один из «Дозоров».
Попутно я натолкнулась на список «самых сексуальных мужчин» за 2010 год, в первой десятке которого оказались сплошь актеры, сыгравшие вампиров.
Для нежити у наших предков всегда был осиновый кол (в народе) или серебряная пуля (у аристократов). И странное дело — эти персонажи становятся героями нашего времени. Вампиры способны на настоящую романтическую любовь и верность. Видели бы вы, как безнадежно проигрывают им обычные американские парни в романах Стефани Майер и ее многочисленных подражательниц. У нас, кстати, тоже есть своя сага о «вампирской любви» — ее по заказу крупного издательства написала молодая и очень милая (мы знакомы) писательница Елена Усачева. Вампиры пекутся о судьбах человечества и они же составляют когорту «оппозиции».
Что за морок?
Я попробовала идти от истоков. Кто такой вампир? Мертвое существо, которое питается кровью живых людей, убивая их и превращая в вампиров. Существо свирепое, ночное, смертельно опасное. Что здесь может привлекать?
Естественно, в голову сразу полезли псевдофрейдистские соображения об инфантильности современных молодых людей и затянувшейся оральной фазе развития. С досадой отогнав эти простенькие спекуляции, я задумалась о том, что литературный (кинематографический и т. д.) герой всегда не столько отражает реальность, сколько восполняет то, чего в реальности недостает.
Чего же не хватает современным подросткам и почему им понадобились именно вампиры?
Почему-то от меня довольно долго ускользала такая характеристика вампиров, как «вечный». В принципе, вампира можно убить, но сам по себе, регулярно и правильно питаясь, он не умрет и к тому же будет вечно молод. А идея «вечной молодости» в нашей цивилизации сейчас особенно актуальна. Не случайно главная героиня романа «Сумерки» волнуется о том, что ей уже исполнилось восемнадцать, а значит, она стареет…
Есть еще один важный аспект. Наш мир одноразовых салфеток и «многоразовых» любовей, может быть, и удобен для жизни, но напрочь лишен романтики. А в 12-15 лет так хочется верить, что любовь — одна на всю жизнь, навсегда! А у вампиров даже «плохие» персонажи верны погибшему любовнику и неотступно мстят за него, пока не погибнут сами. А уж про «хороших» вампиров и говорить нечего!! И пусть салфетки будут накрахмаленными, с монограммой, в старинном замке.
И еще одно. Вампир — всегда в таинственной и опасной оппозиции «официальному» миру. Он — член тайного общества, фактически подпольщик. А что может быть привлекательнее для молодого человека с активной жизненной позицией?
Итак, вечно молодой, регулярно питающийся, строго моногамный кровосос, член тайной организации, находящейся в оппозиции правящему большинству… Вам нравится этот образ? Он вам ничего не напоминает?
***
Подойдя к своему кабинету, я с удивлением обнаружила на банкетке трех похожих друг на друга девочек, и не сразу опознала среди них свою знакомую. Она по-школьному вскинула руку:
— Это я, я у вас была! Ничего, что Катя и Света со мной пришли? Они тоже про вампиров хотят поговорить.
— Ничего, — вздохнула я. — Проходите.
Я честно поделилась с девчонками результатами своих размышлений, и они были рады серьезному разговору. Уходя, моя первая посетительница лукаво подмигнула мне: «А ведь правда, вы же теперь знаете, что вампиры — такие душки? А?»
Я не нашлась, что сказать, и подмигнула в ответ.
И вот мой личный вопрос к участникам проекта, постоянно живущим за пределами России: насколько популярны вампиры у английских, американских и т. д. подростков?