Лучшее за неделю
22 сентября 2010 г., 19:00

Алексей Учитель и Владимир Машков обсудили с участниками проекта фильм «Край»

21 сентября, за день до официального премьерного показа, участники проекта «Сноб» посмотрели новую ленту Алексея Учителя «Край». Этот фильм выдвинут от России на «Оскар». После просмотра мы обсудили с Алексеем Учителем и Владимиром Машковым, каковы шансы фильма получить «Оскар»
Читать на сайте

This browser does not support the video element.

Обсуждение

Анна Качуровская, модератор: Мне кажется, это довольно страшная история, как люди могут жить в аду, в котором все человеческое кажется ненормальным. В таких условиях не может быть любви, детей и любое проявление человеческого чувства выглядит нездоровым. Правильно ли я поняла?

Алексей Учитель, режиссер: Я очень хотел, чтобы к концу фильма всех этих людей было жалко. Чтобы зрители выходили с этим из зала. А то мы иногда вдруг начинаем ненавидеть кого-то, особенно если это касается какой-то национальности или еще чего-то такого — для меня было важно, что когда приходит большое несчастье или большая любовь, то почему-то нам становится неважно, на каком языке говорит этот человек. Только если нашему человеку сильно дать по башке, он немножко приходит в себя и начинает глядеть на мир другими глазами. Это тоже есть, к сожалению.

Денис Зайцев, участник проекта «Сноб»: Расскажите немножко про историю этих съемок. Она ведь наверняка была непростой.

Алексей Учитель: У меня раньше никогда не было такой сложной картины. Даже масштабы самой съемочной группы: на съемку выезжало минимум 150 человек плюс актеры, плюс массовка иногда по 500 человек. Автоколонны растягивались больше чем на километр, плюс четыре паровоза (мы к ним относились как к актерам). «Тяжело» — не то слово. Когда мы придумывали, как снимать гонки паровозов, нам надо было выбрать прямой участок дороги километров на 30-40, с двумя колеями, деревянными шпалами и параллельной автомобильной дорогой рядом — по ней должна была двигаться одна из камер. Во время съемок мы с помощью РЖД с десяти утра до шести вечера останавливали на дороге все движение. Нас сначала проклинали, а потом привыкли. В один из дней вечером прозвучала команда из центральной диспетчерской: заканчивать съемки. А мы еще не досняли то, что мне хотелось снять. Я говорю: «Продолжаем снимать». Чиновник с этой дороги говорит: «Меня уволят». Но я настоял на том, чтобы мы закончили съемку. Этого человека действительно уволили, потому что мы опоздали на полчаса, и составы уже встали. Только благодаря нашим связям с руководством РЖД с большим трудом удалось его восстановить. То есть эта была не просто усиленная работа — я лично заходил за край.

В последний съемочный день мы все могли погибнуть. Мы снимали последний кадр. Паровоз стоял на склоне, подпертый башмаками. А внизу сразу за склоном — резкий поворот. И вдруг этот паровоз тронулся и начал набирать скорость. А управлял им только Володя. Начались крики, сбили осветительные приборы. Тут в паровоз вскочил машинист Паша Некрасов и начал что-то крутить-вертеть и остановил его у самого поворота. Он сказал потом, что еще 15-20 секунд — и паровоз слетел бы с рельсов.

Владимир освоил два вида паровозов. Все, что он делает на экране, — это на самом деле он сам. Владимир Иванович Якунин вручил ему официальное удостоверение машиниста за номером 100.

В фильме есть кадры, когда из бани выбегают два полуголых человека. Нужна была женщина, которая голой в 25-градусный мороз выбежит из горящей бани — мы ее по-настоящему поджигали. Выстроили человек 30 женщин, и я должен был кого-то из них убедить это сделать. Я говорю: «Нужен кто-то из вас, кто это сделает». Все 30 сделали два шага вперед. Не потому что им хотелось покрасоваться, а потому что мы им какую-то энергию передавали.

Илья Кухаренко: Мне показалось, это очень искренняя работа. Но почему Алексей Учитель, имя которого скорее ассоциируется с камерными, тонкими фильмами про какую-то прекрасную эпоху, вдруг взял в круг своих значений такие несвойственные ему прежде темы и образы?

Алексей Учитель: В каждом своем фильме я стараюсь не повторяться. Если меня ассоциируют с чем-то, я хочу сделать что-то совершенно противоположное. Каждое кино я начинаю с чувством, что я этого не умею, что я не знаю, как это сделать. Думаю, что когда у человека есть ощущение, что он все умеет, то результат может быть хуже.

Я никогда понятия не имел, что когда-нибудь буду снимать гонки паровозов — кстати, это первый такой опыт в мировом кино.

Елена Сигарева, гость проекта «Сноб»: Как вы пришли к этой теме? Это был ваш личный интерес, сценарий или что-то еще?

Алексей Учитель: Я много слышал о нашем авторе сценария Саше Гоноровском. Я позвонил ему и предложил встретиться. Он принес страницу, на которой было много строчек по три-четыре слова. И я там прочитал два предложения: «Гонки на паровозах» и «Немецкая девушка, которая не знала, что шла война». Там еще было около 50 фраз, описывающих самые разные ситуации. Но мы выбрали эти два момента, и дальше началась работа над сценарием.

Наташа Барбье: Я хотела бы сказать вам спасибо за чудесный фильм, который для меня прежде всего фильм о любви, которая ярче всего раскрывается в нечеловеческих, экстремальных обстоятельствах. А вопрос у меня к Владимиру Машкову. Помимо того, что вы прыгали в ледяную воду, таскали эти страшные бревна, управляли паровозом — видно, что все это сделано очень честно, — что еще эта роль дала вам с точки зрения актерской профессии?

Владимир Машков: Я уверен, что бытие определяет сознание. Если человек в течение целого дня держит в руках лопату, он и двигается, и живет по-другому. Это было очень увлекательно: профессия позволяет тебе заниматься такими вещами, которых ты никогда бы не сделал в жизни. К паровозу я относился как к дракону, которым я могу управлять.

Столь осмысленный материал приводит в замешательство. Тебе нужно услышать задание. Я себя надрессировал. Алексей Ефимович иногда по 20 раз просил сказать всего одно слово. Я проходил все этапы: от внутренней истерики до иронии и желания выпить водки и уйти, — но вдруг что-то с тобой происходит, и ты понимаешь, что наверняка это было необходимо.

Алексей Михайлов (Корнеев), участник проекта «Сноб»: Понятно, что герой очень любит паровозы и хочет их завести, но все же что им движет?

Владимир Машков: Этот человек обладает невероятным запасом неизрасходованной страсти, так присущей русскому человеку. Страсти, иногда граничащей с безумием. Как и Левша, мы тоже иногда задаемся вопросом: « А зачем это нужно?» Вот этот человек такой же.

Я родился в Туле. Мой дед — машинист паровоза в тульском депо. Он прошел Гражданскую войну. Я видел его, когда мне было года три, но я все время слышал о паровозе и понимал, что это какой-то невероятный, железный человек. Это мое ощущение вот этих страстных людей, которые получили какой-то ген победителя — он и ведет их по жизни.

Диана Климовских, участник проекта «Сноб»: Когда была закончена работа над фильмом, вы испытали опустошение, облегчение или что-то иное?

Алексей Учитель: Поразительно, что после окончания съемок прошло уже почти полтора года, а Владимир с тех пор не снялся ни в одной картине. Это значит, не отпускает. Там не может не быть опустошения.

Владимир Машков: Да хватит уже сниматься. Край. Какие-нибудь есть еще профессии хорошие? Хватит.

 

Обсудить на сайте