Я — это не мой мозг
В рамках работы над текстом для нашего журнала я хотел бы узнать мнение участников проекта вот о чем: кто виновен в преступлении — я или мой мозг? И еще в этом же контексте: в чем вообще смысл наказания преступника?
Ученые все больше выясняют, как строение и работа мозга связаны с преступлениями. Например, мозг психопата чисто физически не способен к сочувствию, к сопереживанию; его нисколько не пугает вид чужой крови, это просто красная жидкость. Все дело в особенностях работы конкретных эмоциональных центров: это можно увидеть на экране томографа, если показывать такому человеку сцены насилия и сравнивать с обычными людьми. Среди жителей тюрем, сидящих за преступления, связанные с насилием, отчетливо больше психопатов, чем среди основной популяции.
Такие особенности мозга — не болезнь, а именно особенности вроде легкого дальтонизма — не делают меньшей вину преступника, но это наблюдение ставит вопрос о смысле наказания.
Вот что сказал об этом проекту «Сноб» Джошуа Грин, психолог-когнитивист из Гарварда (его недавняя лекция под названием «Новая наука о морали» на конференции EDGE наделала шуму в академическом, и не только, мире): «Зачем наказывать преступников? Есть два объяснения. С одной стороны, угроза наказания делает менее вероятным, что люди будут совершать дурные поступки. Другой взгляд на вещи состоит в том, что наказание — это каждому по заслугам. Тут-то нам и становится важно, что говорит наука о мозге насчет свободы воли и свободного выбора.
Я считаю так: не факт, что человек, совершивший поступок, который совершать не следовало, должен быть наказан, если он не может нести полной ответственности за свои действия.
Это старая философская идея, а нейрофизиология всего-навсего делает ее более ясной и убедительной. Нейрофизиология доказывает: многие решения принимаются автоматически.
Нельзя считать психопатов глубоко виновными, потому что с их мозгом не все в порядке. Но можно пойти дальше. Точно так же следует думать о любом, кто поступил неправильно. За поведением этого человека стоят не зависящие от него причины, особенности работы его мозга, и нельзя говорить про какую-то глубокую метафизическую вину».
Что вы думаете?