Лучшее за неделю
Алексей Байер
3 января 2011 г., 15:48

Шесть пузырей, которые лопнули

Читать на сайте

Горький опыт никого не учит, и похожие инвестиционные проекты появляются настолько часто, что выражение «схема Понци» стало устойчивой идиомой в английском языке. Схема одна, но вариаций много. Например, Берни Мэдофф, укравший миллиарды у инвесторов тем же способом, тоже никак не объяснял свой невероятный успех на финансовых рынках. Его доверчивые вкладчики были совершенно уверены, что один из самых успешных дилеров на Уолл-стрит, наверное, знает какие-то секреты, как делать деньги, недоступные простым смертным.

Схемы Понци, или, точнее, пирамиды, обычно возникают в богатые времена, когда рынки идут вверх и обыватель получает из газет и по телевидению ежедневную порцию историй о чудесном обогащении такого же ничем не примечательного соседа. Поэтому на первый взгляд странно, что на пирамиду «МММ» в России оказались падки бедные вкладчики в тяжелые годы сразу после распада СССР. Однако советские люди, взращенные на сухом пайке коммунистической экономики, были уверены, что на свободном рынке возможно все, и жулик Мавроди, как и многие другие жулики той эпохи, сыграл на этой наивной вере.

На пирамиды обычно клюют люди простые и небогатые. Финансовые пузыри — это пирамиды для умных. Или хотя бы образованных. Которых на мякине не проведешь и которые на обычную схему Понци никогда бы не поддались. Наоборот, смеялись бы над вами, если бы вы рассказали им, как вы вляпались в «МММ». Но когда лопаются крупные пузыри, то выясняется, что эти блистательные финансисты оказались наивны, как малые дети, и наделали бездну глупостей. Тем не менее основное отличие пузырей от пирамид в том, что финансовые пузыри иногда имеют под собой некую вполне полезную идею.

1. Тюльпановая мания

Тюльпаны появились в Голландии в XVI веке. Голландия — страна садовников, и даже ее культурным «логотипом» в мире стала садоводческая обувь — деревянные башмаки. Тюльпаны тут сразу восприняли как дар Божий. Постепенно голландские садовники стали выводить новые экзотические сорта, и тюльпаны стали символом статуса и желанной роскошью. Цены на луковицы пошли вверх, а в 1630-е годы надулся первый в истории спекулятивный пузырь. Вся страна оказалась заражена тюльпановой лихорадкой. Дело дошло до того, что одна луковица продавалась по цене хорошего дома — за сумму, в 10 раз превышающую годовой доход среднего ремесленника. Цены росли с феноменальной скоростью всю зиму 1636–1637 года, но в феврале пузырь лопнул, цены рухнули и сделки на рынке тюльпанов прекратились.

2. Компания «Миссисипи»

Шотландский экономист Джон Ло считается основоположником и идеологом концепции бумажных денег. Однако первый эксперимент по выпуску банкнот, проведенный Ло во Франции во время правления Людовика XV, закончился пузырем и крахом. Ло начал выпускать бумажные деньги в 1716 году через свой банк «Женераль Привэ», который стал как бы казначейством Франции. Считалось, однако, что банкноты, печатаемые Ло, можно будет обменять на золото Французского государства.

Поначалу все шло хорошо, но затем Ло приобрел «Миссисипи Ко.» — коммерческое предприятие, которое вело торговлю с индейцами и разрабатывало богатства обширных территориальных владений французской короны в Северной Америке, известных под общим названием Луизианы. Рекламная кампания Ло, расписывавшая богатства Луизианы, была крайне успешной, чего нельзя сказать о самой «Миссисипи Ко». Народ кинулся покупать акции совместного предприятия — банка и компании, и они резко подскочили в цене. Когда в 1720 году пузырь лопнул, репутация бумажных денег была сильно подмочена, а вместе с ней — репутация самого Ло, так что бедному экономисту пришлось срочно ретироваться на туманный Альбион.

3. Финансовый пузырь на Уолл-стрит (1920-е годы)

Экономисты давно подметили связь между войной и экономическим процветанием. Первая мировая война, унеся в могилу целое поколение европейцев и очень многих американцев, дала тем не менее ощутимый толчок экономическому развитию. Пока одни месили грязь и кормили вшей в окопах, другие изобретали хитроумные машины смерти и совершенствовали производство.

В 1920-е годы многие технологии, придуманные в годы войны, были приспособлены к мирной жизни. Электричество и радио пришли в частные дома, был налажен выпуск автомобилей, появилось авиационное сообщение. В то же время произошла и финансовая революция. Радио, автомобили и другие новые предметы потребления теперь можно было купить в рассрочку или в кредит. Акции электрических компаний и производителей этих новых товаров тоже можно было купить в долг, заплатив 10 процентов наличными и получив кредит на 90 процентов их стоимости. Таким образом, даже очень небогатые люди имели возможность спекулировать акциями на рынке. Индекс Доу-Джонса на Уолл-стрит поднялся более чем на 300 процентов в 1920-е годы, и на бирже надулся огромный пузырь. Как известно, он лопнул в октябре 1929 года, положив начало Великой депрессии.

4. Недвижимость во Флориде

Нагло вылезающий из Североамериканского континента штат Флорида когда-то принадлежал Испании. Но на свою голову Флорида находилась в непосредственной близости к 12 бывшим английским колониям, которые горели желанием расширять свои границы. Попытка отбить у Англии Канаду в 1812 году с треском провалилась, и в 1821 году США повернулись лицом к югу. Президент Эндрю Джексон, чей лик украшает 20-долларовую купюру, завоевал Флориду и присоединил ее к новому государству. Помимо болот и аллигаторов, там были еще и воинственные индейцы, которых частично истребили, а частично выселили в Оклахому. Но что делать с новым штатом, было все равно неясно еще целых 100 лет.

А затем грянул спекулятивный бум недвижимости в южной части штата. Земля покупалась и перепродавалась, на побережье строились гостиницы и пансионаты, цены росли, достигая феноменальных высот. В какой-то момент почти все жители города Майами (тогда еще очень маленького и совсем не кубинского) торговали недвижимостью. То есть стали риэлторами. И все было бы хорошо, но в 1926 и 1928 годах над Флоридой разразились обычные в этих краях ураганы, и цены полетели вниз. Потом пришла Депрессия и совсем доконала Флориду.

Впрочем, идея оказалась неплохой. В 1950-е годы Флорида опять расцвела, но уже за счет пенсионеров, переселявшихся туда из более холодных широт. А отели и пансионаты в стиле ар-деко на южной оконечности Майами-Бич были вновь открыты в 1980-е годы геями и фотомоделями, сделав это место одним из самых модных в Америке.

5. Интернет-пузырь

К 2000 году в области высоких технологий надулся огромный пузырь, который во многом напоминал финансовый пузырь 1920-х годов. Он тоже, как и в «золотые 20-е», был основан на реальных достижениях технического прогресса. Три основных и взаимосвязанных технологических изобретения — персональный компьютер, интернет и мобильная телефонная связь — произвели переворот в области информатики. Заодно произошла и финансовая революция, которая в корне изменила когда-то скучную и тихую область научных исследований и изобретений. Жажда наживы и возможность заработать миллионы подстегнула бывших «ботаников» — ученых, изобретателей, инженеров и других генераторов идей, которые начали создавать свои компании и получать финансирование от венчурных фондов, так же быстро выводивших эти компании на финансовые рынки.

Причем если раньше на рынках акций торговали только профессионалы, то теперь через интернет-брокеров покупать и продавать акции мог кто угодно. На Уолл-стрит стали притекать огромные суммы денег.

Вместо того чтобы считать объем продаж и прибыли, финансовые аналитики стали подсчитывать количество посетителей на веб-сайтах, даже если у компании, создавшей этот сайт, не было никакого реального продукта. Много посетителей, значит большой потенциал. Чего — неясно. Но и не важно.

Акции таких вот фирм-пустышек начали расти как на дрожжах. Индекс рынка NASDAQ, где котируются компании высоких технологий и другие маленькие новаторские (или не очень новаторские) фирмы, к марту 2000 года возрос до 5000. Те, кто сумел продать свои акции на подъеме, очень сильно обогатились. Те же, кто вовремя не вышел из игры, потеряли, в общей сложности, триллионы.

6. Рынок американской недвижимости

Оглядываясь назад после финансового краха сентября 2008 года, только диву даешься: как такой огромный пузырь мог надуться на американском рынке недвижимости. Тем не менее в то время росту цен на односемейные дома давались вполне логичные объяснения. В частности, экономисты утверждали, что появился новый класс домовладельцев из бедных слоев общества. Сами по себе они, возможно, не были кредитоспособны, но зато появились новые финансовые схемы, которые позволяли им брать кредит намного дешевле прежнего. А со временем сам факт домовладения должен был обогатить этих домовладельцев, особенно если их дома будут постоянно расти в цене. Более того, по мере того как они будут приобретать мебель, электроприборы и прочие предметы обстановки, а также автомобили, экономика будет расти, а следовательно, будут расти и цены на недвижимость. Такая вот круговая логика. Даже, скорее, пирамида или схема Понци. Все это рухнуло, как обычно, в одночасье, в сентябре 2008 года.

Обсудить на сайте