Лучшее за неделю
Ольга Пастернак
9 марта 2011 г., 20:00

Ольга Пастернак: Зачем человеку лошадиный шампунь

Читать на сайте

«Что общего у кобылы и топ-модели?» — так начинался еженедельный мейл от сайта My Little Paris. Меня это озадачило. Шутки в жанре миллионных спам-рассылок совсем не их жанр. Обычно на этом сайте пишут о модных местах «для своих», закрытых распродажах и тому подобном. Выяснилось, что речь шла о шампуне для лошадей: во время Недели моды манекенщицы как будто бы пользуются для ухода за волосами лошадиным шампунем. Именно он приводит в человеческое состояние их волосы, на которые ежедневно выливаются литры лаков для волос и прочей химии. Называется он Mane'n Tail, а производят его в Англии. Моя приятельница Марин Соланж, которая иногда работает манекенщицей для Yves Saint Laurent, подтвердила, что это эффективное и дешевое средство для волос популярно среди моделей. Она им пользуется нерегулярно, обычно отдавая предпочтение человеческой косметике, но во время шоурума или съемок, когда волосы особенно страдают от ежедневных измывательств стилистов, конский шампунь — это, по ее словам, панацея. Правда, говорит, что Mane`n Tail подходит только для тонких и жирных волос: в нем содержитcя ударная доза кератина и силикона — они оседают на волосах, делая их визуально более объемными и блестящими. И что этим шампунем нельзя пользоваться постоянно — он высушивает скальп, поскольку у человека и лошади разный кислотно-щелочной баланс кожи (у лошадиной кожи pH — 6,8, у человеческой — 5,5. — Прим. ред).

В тот же вечер за ужином с московскими подружками, которые приехали в Париж на Неделю моды, тема лошадиного шампуня всплыла снова. Про него знали все пять моих подруг, а две, как выяснилось, уже второй год пользуются им «курсами» — весной и осенью в течение месяца переходят на Mane’n Tail вместо какого-нибудь обычного Kerastase.

Я решила спросить у косметологов, что это за фокусы такие: не опасно ли людям пользоваться ветеринарными кремами и шампунями. Вера Соболевская, косметолог московского салона «Посольство красоты»,  неоднозначно относится к этой идее: «Мой главный аргумент против — это отсутствие клинических испытаний». Например, продолжает она, в ветеринарных средствах иногда используется гексахлорофен — мощный антисептик, из него делают мыло, которое убивает все микробы, но в чистом виде это вещество настолько ядовито, что с ним работают в резиновых перчатках. «Так что, покупая что-то в ветеринарной аптеке, надо очень внимательно смотреть на состав — и проверять в интернете данные по каждому ингредиенту со сложным химическим названием, — заключает Соболевская.  —  В те времена, когда был дефицит качественной косметики, люди выкручивались, как могли. А сегодня я не вижу в этом никакого смысла».  

При этом собственная свекровь Веры пользуется лошадиным гелем для суставов — мол, хорошо помогает от артритных болей. Вера считает, что это положительное воздействие происходит благодаря «пиару, сарафанному радио и зависимости от общественного мнения». Но делает из всей ветеринарной косметики исключение для мази «Ям» — ее назначают кошкам при чесотке. Это антисептическое средство, которое по действию и составу похоже на салицило-цинковую мазь. Разница в присутствии березового дегтя и отсутствии эмульгаторов (их используют в человеческой косметике, чтобы добиться максимально приятной текстуры и запаха). Вера и ее домашние пользуются этим средством, если есть какие-то высыпания на коже, помогает очень быстро. Но клиентам ее не рекомендует, уж слишком резко пахнет и совсем нет гарантий, что у людей на «Ям» не начнется страшная аллергия.

В общем, удивительная история. Чем больше мы видим рекламы, обещающей, что наши волосы будут блестящими и шелковистыми, а кожа — как у младенца, тем больше думаем о том, что маркетинговые исследования и реклама съедают у компании производителя «лошадиную дозу» бюджета. И — кто из принципа, кто из экономии — ищем альтернативные косметические средства. Вот как раз в жанре «для своих», о которых мало кто знает. И в своих поисках альтернативы, казалось бы, доходим до дикостей. Однако, если послушать доводы  поклонников ветеринарной косметики, они кажутся не такими уж и иррациональными: кроме того, что в ее стоимость не заложены гигантские расходы на маркетинг и рекламу, там гораздо выше содержание действующих веществ.

А вот подозрения, что в нашу, человеческую косметику, явно не докладывают активных веществ, имеют под собой все основания. Во многих странах существует жесткое законодательство по ограничению содержания активных ингредиентов, которые можно включать в состав кремов: по принципу – лучше не помочь никому, чем навредить одному. И обычная история: на креме написано «содержит витамины С и Е», а этих самых витаминов там 0,001 процента, а все остальное — бессмысленный балласт. И это нормально: витамины С и Е в активной форме могут вызывать сильную аллергию, и чтобы от этого застраховаться, законодательно ограничивают их количество в косметике. На ветеринарные же средства эти ограничения не распространяются.

История про свекровь косметолога Соболевской интересна вот еще чем: она показывает: что в Париже и Лондоне стало модной тенденцией последний год, в России без всякой моды уже годами используют женщины старшего возраста. Кроме лошадиного шампуня у них в ходу конские гели для суставов, а также кремы для ухода за кожей, предназначенные для коров и коз. Одни названия чего стоят: крем после доения «Нежность» или «Зорька». Продаются в зоомагазинах. Кроме увлажняющего действия, обладают еще и антисептическими,  противовоспалительными и защитными cвойствами благодаря мощным дозам действующих веществ — экстракта календулы и алоэ вера, Д-пантенола, масла из плодов клещевины и рыжика, кокосового и соевого масла, витамина Е.

Поскольку мало кто из косметологов знаком с ассортиментом ветеринарных аптек, поклонники звериной косметики учатся пользоваться ею на собственном опыте — и активно делятся им на форумах в интернете. Например, опытные юзеры советуют разбавлять лошадиный шампунь один к десяти: «А то пенится плохо, и к тому же он концентрированный. Вот разбавленный, если еще хорошенько потрясти в какой-либо посудине, превращается в такую обильную пену. И от него действительно есть эффект. Мои тонкие волосы где-то после месяца использования не узнала —  стали толще, укладка держится очень хорошо, но боюсь, постоянно его нельзя использовать».

А юзер Ulyana делится впечатлениями о креме «Зорька»: «Я еле избавилась от этой “Зорьки”, она (мама Ульяны) им поначалу пользовалась, но этот крем так вонял машинным маслом, что я начала активно искать альтернативу. Мама от человеческих кремов отказывалась, кто-то ей сказал, что животных с лекарственными препаратами разными рекламными трюками обмануть нельзя. Вот подыскала ей другой крем — ALEZAN — для коров. Состав там очень даже неплохой, да и пахнет он значительно лучше. Мама потом благодарила… Я прямо выдохнула после этих ее фраз, больше этих ее вазелиновых ванночек для ног я бы не перенесла, пожалуй».

Еще неделю назад мне казалось, что все это — бред сивой кобылы (простите за банальное выражение, но уж очень к месту). А теперь я совсем в этом не уверена.

Обсудить на сайте