Шведские писатели не знают, почему они хорошие
Книжка про тринадцатилетнюю Йенну, которая живет в обычном городе и учится в обычной школе, ненавидит самую крутую девочку в классе и страдает от недостатка собственной крутости, влюбляется в мальчика, который ее не замечает, и теряет маму, больную раком.
Виртуальную встречу с Юханной Тидель мы проводили вместе с моей тринадцатилетней дочерью Сашей и двумя мальчиками того же возраста — Петей и Ильей. Мы все прочитали к тому моменту книжку: я рыдала в электричке по дороге на дачу, моя дочь впечатлилась, но перенесла все стоически, Петя сказал, что книжка вовсе не тяжелая и вообще она девчачья, а Илья признался, что очень переживал. Поэтому их главный вопрос к автору заключался в том, насколько книжка придуманная и есть ли в ней личный опыт Юханны. Оказалось, что она потеряла маму в том же возрасте, а книжку эту начала писать в 19 лет.
Потом мы некоторое время обсуждали, почему в книге «Звезды светят на потолке» нет ни счастливого конца, ни дидактики, и должна ли книжка «учить» и «воспитывать». Потом подсчитали, что из пяти детей у троих в детстве были пластиковые звезды на потолке. Наконец, я задала Юханне Тидель вопрос, который до этого задавала Ульфу Старку и на который до сих пор не могу найти ответа: в чем секрет шведской детской литературы? Почему так много хороших шведских писателей (от Астред Линдгрен до Свена Нурдквиста)? Может причина успеха в языке, культуре или истории? Юханна тоже не смогла ответить. Сказала только, что у шведской детской литературы очень высокий статус и премия есть, имени Астред Линдгрен.
Решили, что на вопросе без ответа мы и закончим — чтобы было не слишком дидактично.