Лучшее за неделю
Сергей Гуриев
25 июня 2011 г., 10:26

Как отправить студентов за границу

Дмитрий Медведев сначала в Давосе, а потом на Петербургском экономическом форуме подтвердил свое намерение запустить программу обучения россиян за рубежом. Сергей Гуриев, ректор РЭШ убежден, что эту программу обществу нужно поддержать
Читать на сайте

Российское образование становится все более провинциальным, и мы в  РЭШ очень этим обеспокоены. Поэтому мы хотим поддержать программу обучения российских студентов и специалистов в ведущих исследовательских университетах мира, которую президент Медведев недавно поручил подготовить правительству. Не только потому, что иностранные вузы лучше учат, но и потому, что для успеха в сегодняшнем мире необходимо иметь международный опыт и понимание глобальных проблем. А это то, чего российские вузы пока дать не могут.

На экономическом форуме в Санкт-Петербурге я модерировал круглый стол, посвященный этой президентской инициативе. Там выступали специалисты, которые разрабатывали и реализовывали подобные программы в Татарстане, Казахстане и Китае. Опыт этих (и других) стран показывает - это не бином Ньютона. На все кажущиеся сложными вопросы можно ответить.

Перечислим аргументы скептиков по порядку.

Во-первых, многие опасаются, что в российских реалиях не удастся уйти от коррупции в отборе участников: в программу будут попадут дети богатых людей и чиновников. Как отбирать тех, кто поедет? На это есть простой ответ: надо отобрать, например, 200 лучших международных вузов, после чего предлагать участникам напрямую подавать документы на обучение в эти вузы. Если вузы принимают их на учебу, государство включает их в программу. При этом, для того, чтобы программа была по-настоящему меритократической, необходимо оплачивать все расходы — как плату за обучение, так и расходы на проживание. Не секрет, что в России немного людей, которые могут оплатить своим детям проживание в Америке или Европе.

Во-вторых, у многих возникает вопрос, стоит ли государству тратить на иностранные вузы деньги, которые можно было бы потратить на российское образование. На самом деле эта проблема иллюзорная — ведь речь идет о сравнительно небольших суммах. Мы говорим о тысячах студентов и десятках миллионов долларов, в то время как в России государство за свой счет обучает миллионы и тратит на это миллиарды.

Третье распространенное сомнение: не спонсируем ли мы утечку мозгов? Есть простые механизмы решения этой проблемы. Заграничное обучение оплачивается в кредит (например, выданный банком), и если человек не возвращается в страну, то он сам должен погашать этот кредит — так что государство не теряет денег. Если он возвращается и отрабатывает заданное количество лет в стране, программа берет на себя частичную или полную выплату его кредита.

Главный по-настоящему сложный вопрос поднял на нашем круглом столе в Петербурге министр образования и науки Андрей Фурсенко. Он говорил о проблеме реинтеграции тех, кто учился заграницей. Сама цель программы — обучить людей тому, чего в России нет или чего в России мало. Следовательно, когда они приедут сюда, им неизбежно будет сложно встроиться в существующую систему. А встраивать их нужно таким образом, чтобы не только не было отторжения, но и чтобы они становились ключевыми агентами изменений. Если не решить эту задачу, то мы, конечно, не потеряем денег: студенты, независимо от того вернуться они или нет, будут выплачивать свой кредит сами. Но программа своей цели не достигнет.

Реинтеграция — это совершенно нетривиальная задача. Но и она разрешима, этому есть примеры. Мы в РЭШ уже 12 лет нанимаем преподавателей на международном рынке труда, возвращая в Россию российских выпускников американских и европейских программ PhD. Если найдутся организации (в государственном или частном секторе), которые бы сказали российским выпускникам иностранных вузов: у нас для вас есть интересная работа, у вас будет достаточно денег, а, главное, возможность делать то, чего вы в другом месте делать не можете. Тогда людей даже не нужно будет удерживать кредитами — они и сами приедут.

Обсудить на сайте