Катя Леонович: художник, притворившийся дизайнером
У куба Mercedes-Benz Fashion Week даже утром в воскресенье полно народу. У фонтана и рядом с афишами Lincoln Center фотографируются люди в смокингах, больше похожие на группку пингвинов, папарацци из модных журналов отлавливают девушек и мужчин в необычных нарядах и просят попозировать, много просто зевак, надеющихся среди гостей увидеть звезд. У Lincoln Center шум и праздник настолько всеобъемлющий, люди такие позитивные и яркие, что, погруженный в эту атмосферу, о реальном мире напрочь забываешь.
У входа в куб встречаю участницу проекта «Сноб» Антонину Рабер с подругой, они впервые пришли на Fashion’s Week и не знают, как действовать. Мы прямиком направляемся в темную пасть куба — там, в глубине, нас ждет презентация новой коллекции Кати Леонович, единственного российско-итальянского дизайнера на Fashion Week 2011.
Коллекция Кати Леонович эфемерна и воздушна, дизайнер старается создать свой собственный параллельный мир. По залу, разглядывая ее работы, ходят композитор Сергей Дрезнин с женой Алисон и дочерью Люси, финансист Сергей Коноваленко, писательница Лара Вапняр с дочкой. Презентация Леонович представлена так, чтобы было удобно детально рассматривать вещи и общаться: в большом темном зале два пьедестала в форме цветка, на каждом «лепестке» по две модели. За их спинами в сердцевине «цветка» картины с американскими футболистами. По мнению Кати Леонович, тема футбола наиболее близка и понятна американцам, а для нее форма футболистов — «сумасшедший наряд: наполовину космонавт или рыцарь в латах, наполовину балерина», описывает Катя — стала вдохновением. Увидев как-то в «Нью-Йорк Пост» фотографии, где спортсмены борются за мяч и видно напряжение всех мышц, Леонович захотела написать картину. «А потом я подумала: почему не напечатать это на шелке?» — говорит дизайнер.
Час презентации довольно незаметно пролетает в разговорах. Пианистка Джейн Вест интересуется, русские ли модели, Сергей Дрезнин делится впечатлениями о том, как с утра он ходил на Граунд-Зеро, рассказывает, как эта трагедия десять лет назад вдохновила его на написание рок-оперы и что теперь пришло время пересмотреть то произведение и написать что-то совсем новое. Выходим на улицу. Художница Евгения Найберг производит там настоящий фурор. Ее волосы ярко-рыжие, а одна прядь едко-бирюзовая. Евгению фотографируют все, потому что сегодня она в платье, которое по цветам абсолютно идентично прическе.
После шоу Катя Леонович в своей студии в районе Meatpacking District угощает нас шампанским и сама немного расслабляется. Хотя это не первый ее показ на Fashion Week, она все равно очень волновалась, потому что не так давно определила Нью-Йорк как свое новое основное место жительства («Случайно вышла тут замуж», — смущенно признается Катя) и теперь хочет покорить город. Не все, кто был на шоу, дошли до студии, а зря: попасть в святая святых мастера всегда невероятно интересно. На белых стенах студии Леонович — неоконченные рисунки загадочных существ, внизу стоят абстрактные картины, вещи причудливых форм висят на вешалке посредине комнаты. Разглядывая их и всю окружающую обстановку, вдруг понимаешь, что на самом деле Катя Леонович — художник, постоянно ищущий, пробующий разные техники на разных материалах. Ну, а если вместо картин получаются пиджаки и платья, так это даже и лучше.
Финансовый директор Дмитрий Корвяков интересуется, есть ли какие-то негласные правила среди дизайнеров, что стоит показывать в Нью-Йорке, Риме, Париже? Катя отвечает, что да, безусловно, и рассказывает, что она очень плотно работала со своей пиар-кампанией, чтобы понять, что же понравится американской публике. «В Нью-Йорке надо попроще, — говорит она, — либо sophisticated, либо маленькие девочки. Совсем сумасшедших вещей они боятся. Надо для них находить компромисс».
Катя Леонович с удовольствием отвечает на вопросы участников проекта «Сноб» и рассказывает про свою жизнь, в которой она постоянно все начинает заново: отучившись в художественной школе и текстильной академии, становится живописцем. Как художник участвует в выставках современного искусства в Бельгии и Франции. Работает в цирковом проекте с Валентином Гнеушевым Drеam angels в Токио как художник по костюмам. В 1997 году решает окончательно переквалифицироваться в дизайнера, участвует в конкурсе Mittelmoda, занимает третье место и выигрывает три месяца стажировки в модном доме Gattinoni, который вскоре заключает с ней двухлетний контракт. Как только он заканчивается, Катя срывается в Москву, находит инвестора, чтобы создать марку с собственными именем, в результате открывает дом моды в Риме, где добивается успеха и узнаваемости. И вот теперь она в Нью-Йорке, где ее знают совсем мало, и снова приходится все начинать сначала. Я спрашиваю Катю, какие у нее планы на Нью-Йорк. «Захватить, — смеется она. — А если серьезно, то я хочу сделать свой бутик, интересно оформленный, с росписью, необычными интерьерами. Я не стремлюсь сделать империю, я хочу делать вещи one of a kind». Конечно, ведь она же художник, многотиражность произведениям искусства ни к чему.