Лучшее за неделю
Алексей Байер
15 сентября 2011 г., 16:10

Алексей Байер: Годовщина российского республиканизма

Читать на сайте

Отречение Николая II Романова от престола в марте 1917 года в пользу своего младшего брата Михаила и отказ того вступить на престол не были концом ни Российской империи, ни монархии в России, во всяком случает де-юре. Великий князь Михаил Александрович передал власть в руки Временного правительства до созыва Учредительного собрания, которое и должно было определить новое политическое устройство России.

Но до этого у Временного правительства руки уже не дошли. В апреле в Петроград прибыл лидер большевицкой фракции Ленин, а в мае — герой петербургского революционного восстания 1905 года Троцкий. Несмотря на прошлые разногласия, они быстро нашли общий язык. Цель у обоих была одна: сместить Временное правительство и установить социалистическое государство. Под давлением агитированных радикальным левым крылом петроградских рабочих, солдат петроградского гарнизона и матросов Кронштадта, кадеты вышли из Временного правительства, и князя Львова во главе правительства сменил эсэр Керенский.

История правительства Керенского — пример незавидной судьбы либералов в момент предельной радикализации общества. Или иллюстрация того, как непросто порядочным людям иметь дело с мерзавцами.

Керенский было взялся устанавливать порядок, выдав ордер на арест ведущих левых. Ленин быстро скрылся в свой знаменитый шалаш в Финляндии, а Троцкого арестовали и посадили в Кресты. Правда, Ленина не очень активно искали, а Троцкий из тюрьмы писал в «Правду» обличительные статьи. Бедный Керенский попытался было вызвать с фронта части регулярной армии, но генерал Корнилов, которого Керенский призвал на помощь, быстро поднял мятеж и к радости ультраправых собрался установить в Питере военную диктатуру, от которой самому Керенскому бы не поздоровилось. Поэтому ему пришлось из двух зол выбирать, как тогда казалось, меньшее, выпускать из тюрьмы Троцкого и пытаться найти компромисс с большевиками.

Результатом стало провозглашение республики, отмена каторги и ссылки и ряд других либеральных мер. Любопытно, что в тот же день, 15 сентября, собирался Центральный комитет большевиков и обсуждал призыв Ленина к вооруженному восстанию, присланный им из Финляндии. Соратники своего вождя тогда не поддержали: Временное правительство казалось им слишком сильным, а риск открытого выступления против него — слишком великим. Однако спустя всего лишь полтора месяца Временное правительство размякло достаточно, чтобы перестать кого-либо пугать.

Керенскому, как известно, удалось бежать в женской одежде. Между прочим, Керенский и Ленин оба родились в Симбирске и оба 22 апреля (правда, Керенский по старому стилю, или 4 мая по новому). Зато Керенский пережил, наверное, всех участников тех памятных событий, многие из которых были расстреляны уже Сталиным. Он умер в Нью-Йорке в 1970 году, ровно через сто лет после рождения Ленина.

Пережила всех и Российская республика. Керенского в СССР всегда ругали последними словами, но республиканская звездочка на красном советском флаге служила о нем вечным, хоть и анонимным напоминанием. Республиканская форма в России прижилась, а вот республиканское содержание как-то не очень. Советские правители продолжали, скорее, походить на царей, хоть власть и не передавалась по наследству.

После 1991 года, когда пришел конец коммунизму и распался Советский Союз, казалось, что республиканская идея наконец восторжествует. Впервые в истории страны ее властитель ушел с трона не в результате дворцового переворота и не ногами вперед, а сложил с себя шапку Мономаха после неполных двух конституционных сроков. Пусть уже в старости и в борьбе с зеленым змием, но добровольно.

Но это был краткий миг. Его преемник вроде и хотел бы уйти и посадить вместо себя наследника, но никак не может. Да и звездочка республиканская с российского флага тоже куда-то исчезла, а вместо нее в российскую государственную геральдику вернулся двуглавый имперский орел.

Обсудить на сайте