Лучшее за неделю
Алексей Жеглов
23 января 2012 г., 09:37

Алексей Жеглов: Люди гибнут за iPhone

Читать на сайте

Инициатива Apple стала довольно неожиданной. Компания всегда тщательно скрывала имена подрядчиков, с которыми работает в Китае. И хотя ее часто критиковали за такую скрытность, нужно сказать, что резон в этом был: хороший производитель — это как хороший портной, имя которого не открывают даже друзьям.

Примерно такой политики придерживался основатель Apple Стив Джобс. Но Тим Кук, сменивший Джобса на посту главы Apple, решил все изменить. Теперь список партнеров Apple оказался у публики на виду. И, надо сказать, он мало чем отличается от аналогичных списков Microsoft, HP, Dell и других американских производителей компьютеров и потребительской электроники.

Но Apple пошла еще дальше: корпорация пообещала допустить на производственные линии в КНР правозащитников из организации Fair Labor Association. Теперь борцы за права человека увидят, в каких условиях производятся гаджеты и комплектующие Apple.

На инициативу Apple уже отозвался президент FLA Аурет ван Херден, выступив с заявлением о том, что он надеется с помощью Apple выработать новые стандарты по безопасности труда для всей электронной отрасли.

Руководство компании также собирается на 80% увеличить количество собственных инспекций, которые будет проводить среди поставщиков. Более того, в этих проверках будут принимать участие специалисты по охране окружающей среды: с их стороны не раз звучали обвинения в том, что заводы по производству электроники в буквальном смысле уничтожают природу и экологию Китая и сопредельных стран.

Apple также признала, что только 38% из 229 ее партнеров в Азии оплачивают сверхурочные своим работникам должным образом. В самой компании корпоративным стандартом предусмотрен 12-часовой рабочий день с двумя выходными, но почти все ее китайские партнеры нарушают эти правила.

Между тем китайцы, производящие электронику буквально для всех американских компаний, вынуждены жить и трудиться в немыслимых для среднего американца, европейца или россиянина условиях.

В прошлом году, например, скандал разгорелся вокруг Microsoft. Сообщалось, что на заводах компании KYE, где производятся мыши, веб-камеры, контроллеры Kinect и другая периферия для американской корпорации, очень серьезно нарушались права работников. В частности, на производстве трудились 16-летние подростки, причем в месяц они стояли у станков по 280 часов. Это примерно по 10 часов каждый день без выходных. При этом рабочим запрещается ходить в туалет без специального разрешения, разговаривать с коллегами по цеху и слушать музыку в наушниках. Опоздал на работу на 10 минут — и тут же получил штраф в размере всего дневного заработка. А уйти в отпуск разрешается только на Новый год и максимум на три дня. Плата за проживание в заводском общежитии при практически полном отсутствии условий (до 14 человек в комнате, двухъярусные кровати шириной в 70 см, отсутствие постельного белья) зачастую непомерно высока, и даже может перекрывать минимальную зарплату. Так бывших крестьян принуждают к ежедневной сверхурочной работе. Рабочий день 14–15-летних подростков начинается в среднем в 7.45 утра и длится до 22.55 вечера.

На эти жертвы работники идут осознанно: в китайских деревнях работы нет, и такой непосильный труд для многих является единственным способом содержать семью.

К тому же обычно эти люди не имеют необходимого образования, поэтому работодатели постоянно их дурят, заставляя подписывать кабальные контракты. Рабочие получают в среднем по 65 центов в час, из которых им достается 52 цента «чистыми». 13 центов — ежедневная плата заводу за еду: стакан риса и воду.

Темп работы очень высокий: 20-30 рабочих за 12-часовую смену должны успеть собрать 2000 мышек.

В результате случаются трагедии: на заводах Foxconn (где собирают большую часть гаджетов Apple) даже прошла серия самоубийств  работников.

Французская газета Liberation недавно рассказывала о жизни деревни Тунсинь, которой «повезло» оказаться рядом с заводами Unimicron Electronics и Kaedar Electronics. Оба завода являются субподрядчиками Apple. Деревня фактически отравлена токсичными отходами производства: местные жители боятся употреблять в пищу продукты со своих огородов и пить воду из колодцев. Заводы выбрасывают в воздух газы, от которых у людей кружится голова и случаются припадки. С 2007 года девять из 60 жителей Тунсиня умерли от рака. Статистика смертности здесь намного выше, чем в среднем по Китаю. При этом жителям деревушки постоянно угрожают, они даже боятся общаться с прессой о своих проблемах.

В январе 2010 года 2000 рабочих Wintek, еще одного субподрядчика Apple, атаковали офисы предприятия и потребовали у менеджмента прекратить произвол. Гнев работников вызвало то, что их фактически заставляют дышать Н-гексаном — химическим веществом, предназначенным для очистки экранов iPad и iPhone. Там же, кстати, делают комплектующие для устройств Nokia и HTC.

Рабочие одного из тайваньских заводов однажды даже писали письмо Стиву Джобсу, рассказывая ему о своих проблемах. Им задерживали зарплату, отказывали в медицинском обслуживании, а тех, кто пытался протестовать, попросту увольняли. Джобс на письмо не ответил, равно как и никакой другой менеджер Apple.

Судьба китайских рабочих, как ни странно, во многом будет зависеть от того, как пройдут выборы в США. Так уж повелось, что демократы заставляют американских бизнесменов заботиться об условиях труда в Китае, а республиканцы — нет. Если Обама проиграет на тамошних выборах, еще как минимум четыре года в судьбе китайских рабочих не изменится ничего. Разве что с подачи Apple пройдут кое-какие «косметические» изменения.

Обсудить на сайте