Дмитрий Быков: Россию ожидает трезвый рассвет после загула с увлекательными драками
Вести беседу с Быковым в клубе Le Poisson Rouge «Сноб» пригласил американского журналиста Джошуа Яффа, который в недавней статье в New York Times рассказал о возрождающейся политической сатире в России. И его первый вопрос был как раз на эту тему: «Юмор дал энергию и вдохновение тем людям, которые собрались на Болотной и Сахарова?» Быков в ответ заявил, что никакого взрыва гражданской активности на Болотной и Сахарова не было. По его мнению, гораздо продуктивнее была форма неочевидного противостояния, которая существовала до этого. А случившееся на Болотной и Сахарова он назвал эксцессом: «Когда человеку плюют в глаза, как гласит старая русская пословица, он может с этим спокойно мириться, когда ему начинают мочиться в глаза, его это оскорбляет».
Быков даже немного покритиковал события на площадях, потому что «к протестам в какой-то момент начали примазываться разные отыгранные политические фигуры 90-х, бывшие члены элит, светские персонажи, и в результате стихийный протест нового городского большинства обрел очень неприятные черты. И даже, может быть, сыграл на руку Путину, потому что некоторое количество населения поверило, что все протесты действительно устраивает Госдеп».
Писатель считает, что активное противодействие кремлевскому режиму не нужно, самое главное — не позволять власти подгонять страну под свой интеллектуальный уровень: «Мы должны сопротивляться общественному оболваниванию и превращению России в страну послушных идиотов. Свобода — это не количество политических свобод, а степень сложности системы, разнообразие ниш и профессий, которые в ней можно получить. Наш единственно возможный ответ — это профессионализация, рост сложности системы, количество полуподпольных институций, которые в ней горизонтально существуют, вроде тех добровольцев, что тушили московские пожары».
В подтверждение этой мысли Дмитрий Быков привел в пример отношения между Британией и ее колонией Индией: «Все попытки противостояния Британии заканчивались одним: отдельных вожаков восстания привязывали к пушкам и разрывали. Потом пришел Махатма Ганди, который вместо силового противостояния предложил модель параллельного существования, и Индия очень быстро ушла из-под Британии». Любая власть усиливается от конфронтации, питается ею, и единственный способ борьбы — не замечать ее, жить, как будто ее нет, что и делает подавляющее большинство россиян, говорит Быков.
А что ждет Россию после романтического периода протестов? — спросил Яффа. После гуляния и развеселых походов на митинги надо вернуться к рутинной работе выживания, уверен Быков: Россию ждет «бодрый трезвый рассвет после семидневного загула с увлекательными драками».
Ведущий встречи попытался вернуться к теме юмора: «Я недавно разговаривал с ребятами, ведущими пародийный твиттер KermlinRussia — они считают, что за последние два года российская власть и Путин перестали быть страшными и стали смешными. Это так?» Быков не согласен: «Эта власть никогда не была страшна. Она была забавна с самого начала, а с 2008 года, с момента появления тандема, стала забавна гомерически, причем этого не скрывала, и, как мне кажется, сама хихикала втайне». По мнению писателя, страшна не власть, а способность большинства российского населения очень быстро приобретать те черты, которые ей транслируются: «Страна может быть параноидальной, как было при Сталине, глупо-веселой, но сравнительно добродушной при Хрущеве, сонно-пьющей и деградирующей при Брежневе, бурноразвивающейся и очень карьеристской при Горбачеве. А вот Путин и его присные ненавидят все, что вне их понимания...» И это одна из причин, почему нельзя останавливать просветительскую работу проекта «Гражданин поэт», который, как рассказал Быков, может вернуться уже осенью, но в несколько измененном виде: «Мы с Мишей Ефремовым еще обязательно что-нибудь придумаем, и если Васильев будет хорошо себя вести, возьмем и его. Я уверен, что и он тоже не против. Нам очень понравилось работать втроем, это весело».
Еще писатель поделился с гостями вечера своим видением ситуации, в которой находится российская власть: «Царство разделено, а разделенное царство, как мы помним из Библии, погибнет. Я не представляю себе, как можно управлять настолько поляризованной страной».
В завершение вечера Быков рассказал гостям правду об отношении к митингам Михаила Ефремова и Андрея Васильева. Но попросил всех присутствующих держать это в строжайшем секрете.