Дмитрий Солопов: Российские медиа в опасности
СПервый вопрос, который встает перед журналистами сегодня, получившими новость о вашей отставке: и что это, звенья одной гребаной цепи?
Дмитрий Солопов. Люди могут связать события между собой самостоятельно, я предпочитаю не делать это за них. Есть такое событие — мой уход с радиостанции (и это было мое решение), взаимосвязано ли оно среди других историй? Думаю, что читатели проекта «Сноб» умные люди и так все понимают.
СЧем вы планируете заниматься дальше? Очевидно, что на рынке сейчас оказалось очень много больших профессионалов, и странно было бы не думать, что сейчас не родится какой-то большой и новый проект.
Д.С. Последние 15 лет моим большим проектом, моим старшим ребенком была компания «Идальго», которая входит в число крупнейших российских рекламных агентств и в которой мы работаем вместе с Егором Альтманом. И как говорится в фильме «Мимино», я в этой гостинице хозяин и я ее буду развивать. У меня есть несколько интересных проектов в голове, Егор предложил мне занять пост президента этой группы, так что я буду заниматься пока собственным бизнесом. Собственно, мне кажется, что в ситуации, в которой сейчас находится наша страна, каждый должен организовывать пространство вокруг себя и от этого радоваться.
СВы вообще хотите уйти из журналистики?
Д.С. Мне так кажется, что нынешние времена не самые удачные для информационной журналистики.
СПочему? У многих коллег сейчас такое же ощущение. Но одни это связывают с причинами политическими, а другие говорят о том, что профессия изживает себя: социальные сети убивают классическую журналистику — мы уже в большей степени политики, чем журналисты.
Д.С. Журналистика не изживет себя. Люди по-прежнему нуждаются в качественной информации, люди хотят знать, что происходит на самом деле. В этом смысле Ъ-ФМ потому и был популярен, что давал и, я уверен, продолжит давать с моим преемником, моим другом Алексеем Воробьевым настоящую журналистику. Поэтому все разговоры о том, что журналистика изживает себя, — все ерунда.
А не лучшие времена сейчас ровно потому, что власти сейчас не очень готовы к открытой журналистике, а владельцы СМИ, сильно связанные с властями, не очень готовы отстаивать право принадлежащих им СМИ говорить правду.
СНе думаю, что это размышление годится для всех СМИ. Буквально вчера я смотрела «Проповедь» Романа Волобуева на телеканале «Дождь».
Д.С. Я телеканал «Дождь» не смотрю.
СПочему?
Д.С. Потому что там профессионалов не хватает.
СТем не менее. Волобуев в «Проповеди» призывает журналистов не думать о собственной исключительности и приводит пример с порталом OpenSpace, владельцев которого невозможно обвинить в том, что они «пособники кровавого режима».
Д.С. Зачем эти слова про «пособников режима»? Мы все живем в одной стране и понимаем, что есть разные ситуации. Сейчас ситуация такая, потом, может быть, все изменится.
СЕсли вы говорите, что для информационной журналистики наступают не лучшие времена, можете ли спрогнозировать будущее российских медиа?
Д.С. Если хоть какая-то информационная журналистика останется, то будущее российских медиа замечательно, потому что не утеряются и навыки информационной журналистики. И это автоматически означает: когда гайки чуть-чуть открутят, появится много интересных проектов. Если же гайки закрутят до упора, до срыва резьбы и отрыва шляпок, то, в некотором смысле, будущее российских медиа в опасности. Ситуация во всех жанрах будет примерно такая же, как с телевидением. Навык делать качественное телевидение утерян, потому что снесли всех. И это касается не только федеральных каналов, но и тех, где позволяют бесцензурно работать. Очевидно, что опыт работы утерян. Телеканал «Дождь» — неплохой проект, мы все понимаем, что денег у них мало и они крутятся как могут. Но это не отменяет проблему непрофессионализма. Школа информационной журналистики должна жить и должна растить кадры.
СКакие признаки оттепели нам стоит ждать? Уход Путина, освобождение Pussy Riot? Что должно произойти, чтобы мы сказали: ура, вот они, лучшие времена?
Д.С. Увидите сами. Когда же весна наступает, вы сразу это замечаете: неважно, произошло это 15 февраля или 15 мая.
СУ Егора Альтмана и у вас есть успешный опыт создания Business-FM. Не хотите попробовать вместе с ним сделать еще один такой проект, где бы вы были сами себе головой и цензурой, не зависеть ни от кого?
Д.С. Может быть, и хотелось бы.
СПланы не раскрываете?
Д.С. Пока нет.
СО чем вы жалеете, что не сделали на посту главреда Ъ-ФМ?
Д.С. Я не запустил утреннее шоу с Владимиром Познером, которое у нас было намечено, и которое, как я надеюсь, будет запущено несмотря ни на что в середине сентября.
СОставляете ли вы для себя возможность вернуться в журналистику?
Д.С. Я довольно молод, мне 36 лет. Я люблю радио, люблю радиожурналистику. Но, если честно, я от нее немного устал, поскольку занимаюсь ею почти шесть лет, а если быть точным, то с момента основания «Сити-ФМ», где я был исполнительным директором, но тоже занимался проектом, — почти девять лет. Я не исключаю такой возможности, и есть еще много идей для интересных проектов.