Лучшее за неделю
Борислав Козловский
11 сентября 2012 г., 12:00

Социальные сети укрепляют предрассудки

Физики объяснили, почему пропаганда научного взгляда на мир не работает
Читать на сайте

Годится ли научное мировоззрение на роль устойчивой идеологии? Не годится, считает команда физиков из Мексики и Финляндии, которая построила свою математическую модель распространения знания и опубликовала результаты в научном онлайн-журнале PLoS ONE. Причина — в устройстве социальных связей: научная информация расходится в социальной сети хуже, чем ненаучные предрассудки. А самое простое решение — больше рассказывать в СМИ про эволюцию, гены и вирусы — только укрепляет связи в сообществах креационистов, борцов с генно-модифицированными продуктами или противников прививок.

Профессор-физик Рафаэль Барио в Хельсинкском технологическом университете многие годы занимался неупорядоченными атомными решетками в стеклах. Потом заметил, что математическая теория, описывающая хаотические связи между атомами, позволяет объяснить даже особенности раскраски морских скатов (и других рыб). Общество с его социальными связями — еще более заманчивый объект для такого анализа. Поэтому вместе с коллегой-профессором Киммо Каски из Хельсинки и двумя аспирантами Барио взялся смоделировать коллектив из 200 человек, на который проливается Научное Знание с большой буквы.

Свое вымышленное сообщество ученые поделили на три группы: «эксперты», чье доверие к науке максимально, «фундаменталисты», настроенные решительно отрицать все научное, и «невежды», у которых четкой позиции нет. Все три по-разному реагируют на «внешнее поле» пропаганды, которое создают СМИ. Легче всего пропаганде поддаются те, кто не имеет готового мнения. «Эксперты» невосприимчивы ни к научной, ни к антинаучной пропаганде — они и так все знают. Тогда как «фундаменталисты» чем больше узнают, тем яростней отстаивают свои позиции.

Но «внешнее поле» тиражирует один и тот же набор фактов (авторы сознательно игнорируют разную повестку дня у, допустим, «Нью-Йорк Таймс» и Первого канала — в конце концов оба расскажут про полет марсохода Curiosity или расшифровку генома Денисовского человека). А вот общественное мнение — вещь субъективная: каждый получает о нем представление из собственной социальной сети. Есть мнения ближайших друзей и то, что эти друзья рассказывают про свое окружение. Это «локальное поле», разное для разных людей.

В коллективе всегда есть какие-то социальные связи — они определяют, кто к чьему мнению прислушивается. Если позиции сильно разошлись, связи рвутся и возникают новые. «Друзья друзей» превращаются просто в друзей, если соглашаются по важным вопросам. Перестройка социальной сети под влиянием пропаганды и интересовала ученых в первую очередь.

Вот что показала численная модель: если научные истины льются потоком из всех репродукторов, «фундаменталистов» становится меньше. Но зато они сбиваются в тесные сообщества, где все знакомы со всеми, и становятся мощным ретранслятором антинаучной информации. Этот вывод отлично иллюстрируют форумы борцов с прививками или генно-модифицированными продуктами: неприятие научного знания объединяет. Рядом с таким сообществом поддерживается мощное «локальное поле» мнений, способное перевесить эффект любой рациональной пропаганды извне.

А вот если вывернуть ситуацию наизнанку — СМИ хором рассказывают про заблуждения эволюционистов, вред от биотехнологий и прививок, — то, как показывает модель, «экспертам» никак не удается образовать влиятельные группы сопротивления. Они по-прежнему есть, но рассеяны случайным образом по социальной сети. И каждого отдельного «эксперта» недостаточно, чтобы переубедить хоть одного приятеля.

Уточняя параметр, который определяет готовность подружиться с единомышленниками, исследователи обнаружили, что в реальной ситуации доля «фундаменталистов» не может быть меньше 20 процентов, сколько бы усилий ни прилагали просветители. Кстати, отмечают в статье, примерно столько взрослых участников опроса TNS Eurobarometer в 2005 году согласились с утверждением, что Земля совершает оборот вокруг Солнца за месяц.

Обсудить на сайте