Тарковский и Параджанов: совместить несовместимое
В этом году по всему миру проходят памятные мероприятия, посвященные восьмидесятилетию со дня рождения Андрея Тарковского. В лондонской галерее White Space открылась выставка «Зеркало и гранат», рассказывающая о творческом союзе Андрея Тарковского и Сергея Параджанова. «Идея объединить двух режиссеров в одной выставке мне кажется великолепной и весьма смелой, — поделился первыми впечатлениями Николай Мурашкин, — Тарковский и Параджанов, такие разные, отлично дополняют друг друга! Замечательно еще и то, что здесь показаны не фильмы, а редкие фотографии, полароидные снимки Тарковского, коллажи Параджанова».
Екатерина Никитина тоже обратила внимание на непривычное амплуа Тарковского-фотографа. «Здесь будто заново открыла для себя Тарковского. В университете нас учили, что переживание искусства — это своего рода катарсис. Все работы Тарковского вызывают именно такое чувство, мне кажется...» — сказала она, покупая книгу с репродукциями полароидных снимков, сделанных Тарковским во время съемок и путешествий.
На выставке были и знаменитые фотографии Юрия Мечитова. Но и здесь кураторы постарались удивить гостей: рядом с уже ставшими хрестоматийными летящим Сергеем Параджановым и двойным портретом Параджанова и Лили Брик — малоизвестный портрет Тарковского и снимок с удивительными ряжеными Тарковским и Параджановым на открытии выставки в Киеве. В следующем зале — знаменитые коллажи Параджанова. Кокетливая в исполнении Параджанова Мона Лиза из его серии путешествий Джоконды и скромная Мэрилин Монро — пожалуй, нельзя найти более дерзкого соседства тонким, почти импрессионистским полароидным фотографиям Тарковского. Однако кураторы убеждены, что в этом совмещении несовместимого и есть разгадка такой яркой и короткой дружбы двух таких разных гениев.