Алексей Тарханов: Комната с мехом
Я давно не пугаюсь французских музеев. Не восхищаюсь, не удивляюсь, не возмущаюсь. Ах, вот оно как? Ah bas oui? Ну-ну. Не знаю почему, но, оказавшись в этих музеях, самые яростные манифесты современного искусства утрачивают свою яростность, как троцкисты в доме престарелых. Но недавняя встреча поразила меня.
В музее современного искусства в Центре Помпиду находится курьезнейшее произведение – разноцветная комната. Стены, пол и потолок покрыты цветными геометрическими узорами, а вход в нее закрыт прозрачными панелями из разноцветного пластика. На стенах – вроде бы шпалеры, но невероятной пестроты. Это работа израильтянина Яакова Агама, который еще в пятидесятых поселился во Франции. И не просто устаревшая инсталляция образца 1974 года – это дело государственной важности.
В 1971-м Агам получил заказ от французского президента Жоржа Помпиду, который просил его оформить приемную в Елисейском дворце. Зачем президенту нужна приемная? Затем же, что и дантисту. Для того чтобы люди сидели и боялись, опасаясь выйти в туалет, чтобы не пропустить очередь, перебирали в уме свои грешки и еще раз повторяли доводы. Ну и как-то он их, видимо, хотел поддержать, рассмешить или привести в возвышенное состояние. Или просто не дать заснуть, если ожидание затянется.
Президент любил современное искусство, собирал его и коллекционировал, не зря при нем началось строительство художественного центра на Бобур, который будет открыт уже после его смерти под именем Центра Помпиду. Но невозможно себе представить, как ему пришел в голову такой цветной способ принимать людей. Комнатка – вырви глаз. Один взгляд на нее приводит в возбуждение, сравнимое с ощущениями от звуковой атаки на рок-концерте. Понятно, что уже следующий президент, Валери Жискар д’Эстен, комнату распорядился убрать с глаз подальше – и в конце концов она очутилась в коллекции Центра Помпиду как музейная вещь.
Но вот недавно я оказался на приеме у современного чиновника. Мэрии в больших французских городах расположены сплошь в самых прекрасных зданиях былых веков. Такова была и эта приемная: комната в высоченном квадратном зале с роскошным плафоном, из которой на четыре стороны расходились коридоры власти. Центр ее был оставлен пустым, а по четырем углам лицом друг к другу – за четырьмя худосочными антикварными столами на тонких ножках – сидели четыре чиновника, как совы в зоопарке. Каждый из них всегда был на виду под тремя парами глаз, и не то чтобы решать с сыном в рабочее время задание по арифметике, но и пошевелиться, почесаться или поковырять в носу он не мог, не потревожив чувствительность остальных.
Неудобный диванчик для просителя выставлял напоказ и тебя, и ты оказывался под взыскательным контролем всех четырех столоначальников. Не сравнить веселую президентскую комнату с цветным мехом и эту камеру психологических пыток, которая заставляла вспомнить французскую идиому faire antichambre – «томиться в приемной». Хорошо, что я был там гостем, а не по делу.
Приемная президента Помпиду была приемной Франции семидесятых, полной энергии и веселья. Родины Фантомаса и Ива Монтана и «Большой прогулки» с де Фюнесом и Фернанделем, запустившей «Конкорд» и ракету «Ариан», проложившей по стране железные дороги, на которых путешествовать быстрее и приятнее, чем на самолете, и построившей этот самый Центр Помпиду раньше стального Гуггенхайма.
Вероятно, я немного опоздал, потому что ехал в ту цветную и смешную Францию, которую помнили мои родители, и вел себя точно так же, как французы, которые в Москве «Сахарного Кремля» ищут Россию «Доктора Живаго». Страна изменилась. Французские пластинки, которые когда-то играли у родителей в доме, уже не звучат, голосов этих певцов сто лет никто не слышал. Ну да, гремит на всю Москву вечная девочка Мирей Матье, ну бессмертен Шарль Азнавур, который открутил по пять раз все прощальные гастроли и еще переживет Мадонну. Французы хотя бы не страдают манией вечной молодости, как американцы: их «глосси» ставят на обложки людей за шестьдесят и не считают это провальным номером. У нас бы это не прошло – на моих глазах редакторша одного известного журнала спросила с отвращением: «А кто этот ужасный старый человек?» Я чуть не подскочил, это ж был Жак-Ив Кусто!
Я говорил в резиденции русского посла с первым французским космонавтом Жан-Лу Кретьеном. Он вспоминал, как в Звездном городке они просили икры на завтрак, обращаясь к электрической лампочке (и назавтра икра появлялась силой электричества), и жаловался на то, что у Франции так и не хватило силы и воли, чтобы послать его в космос на французском корабле. «Мы были космонавтами – с русскими, потом астронавтами – с американцами, может быть, теперь станем тайконавтами с китайцами», – грустно сострил он. Космическое агентство существует, ракеты запускают, но Франция не хочет подниматься в космос и не стремится в мир безмолвия. Больших проектов не видно – более всего обсуждаются налоговые пакеты, устанавливаемые социалистами, чтобы накормить ненасытную социальную страховку, дефицит которой зашкаливает за девятнадцать миллиардов. Покушение на нее французы не простят. Сейчас Франция закрывает автомобильные заводы – трудно конкурировать уже не с японцами и американцами, те сами не в лучшей форме, а с корейцами и китайцами. Да и с соседними немцами тоже. Предложи в этой ситуации лететь в космос, поднимут на смех. Мои друзья ведут разговоры о том, как они устают в конторе, как выгоднее получить пособие по временной безработице и сколько правильнее будет на нем просидеть. Их волнует не жизнь на Марсе, а работа, зарплата и мир между социальными группами. Здесь задается все тот же вопрос, что и у нас, – а есть ли жизнь за МКАД, только здесь роль Московской кольцевой автодороги выполняет парижский периферик. Они спорят, как помирить христиан и мусульман с евреями, как подружить обитателей окраин и обитателей центра.
Выросшие дети иммигрантов дают французам жару. Одни из них заседают в правительстве, как Нажа Белькасем или Мануэль Вальс, зато другие продают дурь в Марселе или ходят к имамам и готовятся бороться с христианским миром изнутри. Двенадцать членов террористической ячейки, арестованные недавно в Каннах, Париже, Торси и Страсбурге, – не приезжие и не инопланетяне, это французы, дети французов, вовсе не считающие при этом, что они чем-то обязаны Франции. Одного из них застрелили при аресте. Он мечтал стать мучеником джихада – полиция удачно отмучила его без ущерба для окружающих, но разве этим дело закончится? «Правительство пытается вычерпать океан чайной ложкой, – пишет один из читателей Le Figaro. – Их тысячи в нашей стране, готовых приступить к действиям: ваш сосед, сослуживец, клиент, для этого не надо даже носить бороду и иметь нескольких жен». Вот уже и глава саркозистской партии UMP Жан-Франсуа Копе, недавно проклинавший национализм главы «Национального фронта» Жан-Мари Ле Пена, заговорил о растущем в предместьях «расизме наоборот», антибелом расизме. И тут же карикатуристы не знающей жалости Canard Enchaîné изобразили в берете спецназовца старика Ле Пена, который вспоминает, как успешно он воевал в Алжире против этого самого проклятого расизма.
И всюду страсти роковые. Вот недавно в Марселе жители района прогнали цыган и сожгли табор. Цыгане раскинули свои шатры на ничейной, расчищенной для будущего строительства площадке. Местные жаловались в полицию, но безуспешно, потом однажды собрались и донесли до сведения табора, что давай, до свидания, кочуйте дальше. Табор быстро ушел.
Это вызвало страшную свару – одни, правые, молчаливо сочувствуют жителям, другие, левые, предлагают верное решение: впредь и во веки веков прежде всего давать работу цыганам – она им нужнее. Но боюсь, что не все с ними согласятся. Судя по прошедшим по ТВ интервью, прогоняли понаехавших люди, как бы это яснее выразиться, тоже исключительно цыганистые на вид.С
Автор - парижский обозреватель газеты «Коммерсантъ»